Видео с Полиной Суховой о том, как поднять свою самооценку или как думают успешные люди?
От чего зависит самооценка?
Человек — существо общественное. Он не выживает в одиночку. И способность (или неспособность) быть полезным другим людям, быть востребованным ими, сотрудничать с ними на взаимовыгодной основе, без преувеличения, для индивида – вопрос жизни и смерти». Человек не в силах один произвести все блага, которые ему нужно для жизнедеятельности. Он может быть узким специалистов в какой-либо отрасли, обменивая свои труд и услуги на те, которые ему необходимы. Таким образом, человечество крайне взаимосвязано и взаимозависимо друг от друга.
Наша адаптация в социуме во многом зависит от оценки окружающих. Чем выше реальная оценка индивида, тем он ценней для общества, тем больше он получит благ из общего котла. Чем профессиональней специалист, тем выше у него зарплата.
Как разобраться в самооценке?
Самооценка в конкретной ситуации может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться – значит, у него самооценка объективно заниженная. Смотри на результаты действий, и все будет ясно. Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих правах/притязаниях. А также в отношении вас самый верный ответ даст умный, адекватный и верящий в вас человек, наблюдающий вас со стороны. Адекватность самооценки в конкретной ситуации обычно выравнивается с опытом. *Если человек не закрыт от критики.
Адекватность самооценки
Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям обстановки и ожиданиям людей. Если большая часть адекватных людей знающих человека верят, что он может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. *В этом человеке присутствует сильная неуверенность и страх перед препятствиями. Или в человеке присутствует позиция Жертвы, который специально занижает самооценку, чтобы большую часть проблем скинуть на другого.
Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке.
*Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека». То есть, и в первом, и во втором случае проверять собственную самооценку нужно по реальным результатам своих достижений, а не по словам, заявленным индивидом.
В первую очередь нужно разобраться в себе, адекватная самооценка или нет! Зачем нужно разбираться? Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей (группа, с которой индивид идентифицирует себя и хочет стать ее членом), дает реальную картину потенциала человека. А это важно каждому знать о себе. *А также важно потому, что рано или поздно завышенная самооценка всегда будет ниспровергнута обществом. В этом заинтересованы все, в том числе сам человек. И в этом случае увидеть себя в реальном свете будет психологическим ударом для индивида. Но это лучше, чем постоянное пребывание в иллюзии своих возможностей. И чем адекватней изначально самооценка, тем меньше будет потрясений со стороны.
Низкая самооценка может адекватно отражать реальность, а может быть тем, что человек про себя придумал. То, что часто принимают за низкую (заниженную) самооценку и почетно величают «синдром заниженной самооценки», на самом деле может быть, напротив, самооценкой завышенной: завышенная самооценка плюс склонность к позиции Жертвы создает иллюзию низкой самооценки.
Если молодой человек якобы с заниженной оценкой страдает: «Красивые девушки не обращают на меня внимания, а некрасивые мне не нравятся…», — какая же это заниженная самооценка? Как же нужно себя ценить, чтобы рассчитывать на внимание красивых девушек, объективно не имея на это никаких оснований?! Нормальная самооценка подсказала бы: «На красивых девушек я не тяну, соответственно буду удовлетворяться такими же, как я». Низкая самооценка подтолкнула бы к тому, чтобы влюбляться только в некрасивых, потому что «Разве красивые — мой уровень?» А если человек полагает, что красивые девушки — как раз его уровень, и страдает, что они не отвечает ему взаимностью — это не заниженная, а завышенная самооценка.
Как формируется личностная самооценка?
Ребенок может еще не осознавать себя как личность, а какой он — «хороший» или «плохой» — от окружающих он слышит постоянно. Он начинает это вначале повторять, а потом подбирать, что, когда и зачем ему о себе думать. То или иное его отношение к себе обычно активно подкрепляется взрослыми.
Сережа поел кашку, мама спрашивает: «Какой у нас Сережа?» — «Сережа хороший!», — отвечает маме довольный ребенок, а мама подкрепляет этот его ответ светлой улыбкой.
Сережа ударил сестру, бабушка глядит ему в глаза и внушает ему: «Ты злой, ты плохой драчун, за что ты так ненавидишь сестренку?» Внушение обычно продолжается до тех пор, пока ребенок не изобразит виноватый вид.
Самооценка ребенка «Я — хороший» обычно формируется при доброжелательной общей оценке личности и при беспристрастном и требовательном анализе конкретных ошибочных действий ребенка. Если же ребенок растет под градом негативных внушений, слыша постоянную критику, недовольство и не чувствуя поддержки, ему легко усвоить формулу: «Я — плохой». «Растяпа, неряха, лгунишка, трус, тупица» — вот далеко не полный перечень ярлыков, которые программируют низкую самооценку.
Но есть и обратная сторона медали. Чаще самооценка — не пассивный результат внушений активных взрослых пассивному ребенку, а выбор ребенка, с помощью которого он решает свои задачи. Сыграть беспомощность, изобразить «Дурика», разрешить себе страх и растерянность — дело для творческого ребенка нехитрое, а выгод много. Когда-то взрослые, поверив несчастным глазам бедного ребенка, просто отстанут, а когда-то еще и за него все сделают: завяжут ему шнурки, решат задачу и т.д.
Здесь нет низкой самооценки как таковой, есть выбор позиции Жертвы и привычка жить в позиции Жертвы, а так называемая самооценка, есть продукт игры двух сторон — активного ребенка и активных взрослых. А кто кого в этой игре переиграет… Если ребенок с младенчества выбрал сильно убежденно ныть: «Я боюсь» и «Я не могу» — только чудо и супер-воспитатель переключат его на другую программу. С другой стороны, если ребенок родился с уверенностью, с программой «Я могу!», то трудно подобрать условия, чтобы эту программу поломать. «Нас дерут, а мы крепчаем!», «Все, что нас не убивает, делает нас крепче!». Т.е. много зависит от типологии личности.
Как помочь ребёнку выработать адекватную самооценку?
Многие родители очень беспокоятся о самооценке детей и не настаивают, когда ребенок бросает трудное дело. Это — неправильно. Самая худшая вещь, которую вы можете сделать для самооценки ребенка — это позволить ему сдаться. *Если ребенок постоянно говорит, что «У меня ничего не получится!» и бросает осваивать что-то новое – ему не хватает уверенности в собственных силах, отсюда может сложиться устойчивый стереотип нерешительности, страха и позиции Жертвы. Вырабатывается стереотип «паразита», так как из-за того, что у ребенка «ничего не получается» за него начинают делать все дела взрослые.
Как воспитать ребёнка решительным, ответственным и самостоятельным?
В этом случае нужно уверить его, что все получится, нужно только чуть больше приложить усилий, приводя собственный пример: «У меня тоже раньше многое не получалось, но я шёл(а) вперёд и всего достигал(а)!». Осваивайте статьи Что мы внушаем детям? Ресурсные внушения.
На похвалу не скупиться, если результат деятельности ребенка хороший! Придумать поощрение, как материальное, так и эмоциональные. Включать максимально активно положительные эмоции. Если не все сразу получилось, то похвалить за старание, усердие, терпение и объяснить по формуле + — +, что нужно чуть больше приложить усилий, еще больше опыта, повторять одно и тоже действие до тех пор, пока не будет, достигнут хороший результат. И взрослым быть более настойчивым, чтобы не поддаться на слёзы и мольбы малыша.
Качество самооценки во многом зависит от уровня личностного развития человека. Чем выше уровень развития личности, тем она более разумна, стабильна и произвольна, высока вера в собственную эффективность. То есть вера в то, что определенное поведение приведет к определенным результатам, плюс вера в себя — именно я смогу это сделать.
Главные факторы
Итак, главные факторы, обычно определяющие самооценку человека — это его высокая компетентность в какой либо деятельности, это гарантия успешности и высокого статуса в обществе. Кроме того, обычно влияет и мнение окружающих, и опыт успехов-неудач, и отношение человека к самому себе. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости.
Главная цель в работе над самооценкой – это приблизить ее максимально адекватно к своим реальным возможностям!
По материалам Психологоса.
Благодарю Полиночка! Как всегда всё очень доступно и просто.