ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА

Дорогие друзья!

К вашему вниманию представляю уникальный материал — жизненный опыт моей великолепной коллеги психолога — Натальи Коваленко. Чужой опыт всегда интересен тем, что мы может взять для себя уже готовую и отработанную модель поведения и примерить её на свои обстоятельства. Не нужно изобретать свой велосипед. Просто бери и подстрой его под свою жизнь.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ № 1 ПО ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА

«Дайте человеку то, что он просит,

при этом уточнив, точно ли ему это надо».

Психолог Алексей Мельников.

1363714842_1363638062_0_d1114_2904466d_origЗапрос: Ребенок хочет заниматься, только тем, что ему интересно, не учитывая интересы других членов семьи.

Цели эксперимента: 1) Изучить варианты взаимодействия в семье. 2) Определить наилучший вариант взаимодействия для всех членов семьи, опытным путем. 3) Дать возможность ребенку самому принять решение в выборе семейного уклада.

План:

1.     Обсудить, на уровне родителей, варианты сценариев.

2.     Предупредить всех заинтересованных лиц (родных, друзей), о начале эксперимента.

3.     Дать ребенку возможность выбрать ту модель, которая на его взгляд самая подходящая для него.

4.     Наблюдение за поведением ребенка.

5.     Поддержание предложенного строя полностью.

6.     Обсуждение с ребёнком плюсов и минусов работающего строя после эксперимента.

7.     Создание нового варианта, с учетом пожеланий и предложений всех членов семьи.

8.     Решение главы семьи и подписание принятого варианта.

Описание эксперимента:

Ребенок отказывался участвовать в домашних делах, мотивируя, что ему это не нужно, и он хочет делать другое. «Не хочу убирать игрушки, тебе надо ты и убери. Я хочу играть в телефон».

Я предложила ему «Анархию», то есть мы делаем только то, что хотим. Я предупредила, что этот вариант распространяется на всех членов семьи.

Ребенок обрадовался и захотел жить в таком укладе. Эксперимент начался в 14:00.

В течение дня, ребенок делал все, что он хотел (в рамках законодательства РФ). Родители соответственно поступали также. Каждый сам себе режиссер. Он игрался, гулял, брал на улицу игрушки, какие хотел.

С 14:00 он был на прогулке, при этом взял с собой телефон, что раньше в нашей семье было запрещено.

В 16:00 Он привел в дом незнакомых новых друзей. Поиграл с ними дома (естественно в моем, практически незаметном, присутствии). Рассказывал с удовольствием всем, что он теперь сам решает, что ему делать, даже хвастался этим. Дети удивлялись и завидовали, он гордился и чувствовал свою значимость.

Интересно было наблюдать, как он 5-летний мальчик руководит 9-летними детьми. Они ему с радостью подчинялись. Как бы, между прочим, я уточнила, как их зовут, где они живут и кто их родители. Мальчики были из нормальных, благополучных семей, поэтому я была спокойна.

В 17:00 они снова отправились на прогулку. Сын сам определил время своего возвращения, 20:00. Я приняла его решение спокойно.

В 17:15 пришел папа, (он был в курсе о начале эксперимента) и мы вместе обсудили дальнейший план действий.

В 18:00 ребенок пришел за своим электрическим мотоциклом и попросил папу спустить его вниз. Папа отказался, и ребенок сделал это самостоятельно.

В 20:20 мы уже собрались идти его искать, но он вернулся огорченным, так как долго искал, кто ему занесет мотоцикл. Мы не разрешили завозить мотоцикл в квартиру, пока он не вымоет колеса.Мыть колеса он отказался и транспортное средство осталось в общем коридоре.

Ребенок попросил положить ему еду. Я предложила ему самостоятельно решить эту задачу. Он достал кусок хлеба и съел его. Затем он попросил чай, мы продолжили заниматься своими делами. Далее с его стороны были следующие просьбы, которые мы отказались выполнять: «Помойте меня, постелите свежую постель, почитайте книжку». Но самое неприятное для него было то, что я отказалась кормить его улиток. У нас находятся на данный момент два аквариума с улитками, один нашего сына, а второй моей племянницы. Она с мамой уехала и попросила меня ухаживать за живностью. Я нарвала листьев (на всякий случай, конечно, с запасом) и озвучила, что я ухаживаю только за их улитками, а улитки сына это его задача. Он очень плакал, я ласково гладила его по голове и говорила, что теперь, в новом «Анархическом» строе я тоже делаю только то, что я хочу, а за улиток племянницы я несу ответственность перед ней, и при любой форме правления, буду выполнять свои обязательства.

Он просился на улицу, что бы нарвать траву, но было уже поздно. Я согласилась поделиться с ним травой: «Так, уж и быть», но предупредила, что в следующий раз этого не сделаю.

Перед сном сын сказал, что ему такой строй не нравится, и что завтра обсудим. Мы с мужем согласились.

Когда ребенок уснул, мы обсудили результаты эксперимента и решили довести его до конца. Утром ребенку надо было идти в сад, после сада у него тренировка по Айкидо, и мы решили не водить его никуда, и объяснить ему, что у нас существуют другие дела, которые нам делать приятнее.

Утром, когда сын проснулся, он поинтересовался, где папа, и я ему объяснила, что папе захотелось подольше поспать и у него не осталось времени утром будить сына и завозить его в сад. Также рассказала, что теперь он не будет ходить на Айкидо, потому что папе после работы хочется быстрее приехать домой, а не ждать когда закончится тренировка. Сын задумался, но все же продолжил заниматься тем, чем ему хочется.

Он взял телефон и начал играть. Я приготовила себе завтрак и села кушать. Ребенок тоже захотел кушать, но завтрак ему нужно было делать самостоятельно. Одежду нужно было искать в куче поглаженных вещей, но кучка была уже не большая и я его предупредила, что почти все его вещи лежат грязные и ему нужно решать тот вопрос также самому. Я рассказала, что теперь он сам полностью будет себя обслуживать, потому что у меня тоже есть дела поинтереснее.

Он задумался и пришел сам к выводу, что его такая семейная модель не устраивает. И мы начали обсуждать, а какой вариант устроит его. Здесь мы рассказали ему о существовании различных форм правления.

Признаюсь, чем больше я сама изучала существующие формы правления, тем меньше они все мне нравились. Поэтому мы с мужем решили, что не столь важно, как называется строй, а важен смысл, вложенный в это название. В связи с этим мы предложили сыну три варианта правления.

«Анархия» —  У каждого свой костер и каждый поддерживает его, ка хочет. Личные анархияинтересы одного человека преобладают над общими интересами семьи.

Диктатура (абсолютная монархия) – это один человек в семье решает, какой будет диктатуракостер, кто сколько дров приносит, какие дрова, какая сила огня. В случае неподчинения существуют серьезные наказания. Все члены семьи подчиняются одному человеку, невзирая на то прав он или не прав. Его указы не обсуждаются.

 

 

Авторитарная демократия – один костер поддерживается всеми членами семьи, дружно и вместе. Можно обсуждать какие дрова лучше, придумывать новые варианты укладки дров, обсуждать какой высоты будет костер. Все важные семейные дела обсуждаются вместе всей семьей, при этом у главы семьи есть право решающего вместеголоса. Семья живет по созданной конституции, в которой учитываются права и обязанности всех членов этой семьи.

 

 

Обсудив вместе эти варианты, сын выбрал последний, авторитарно-демократический. Мы достали ранее принятые в нашей семье правила, договорились о соблюдении этих правил, определили круг обязанностей и прав. У кого больше обязанностей, у того и больше прав.

На этой радостной ноте эксперимент был удачно завершен.

Результат:

·        Ребенок самостоятельно, как руководитель, принял решение о внедрении в семью нового строя правления.

·        Ребенок опытным путем, понял все положительные и отрицательные стороны этой формы правления.

·        Ребенок сам прекратил этот эксперимент, проявив себя, как грамотный руководитель.

·        Ребенок принял участие вместе с родителями, в обсуждении нового варианта взаимодействия.

·        Ребенок самостоятельно понял, что существовавшие ранее семейные устои его устраивают, и он готов им подчиняться.

Выводы:

  • Иногда стоит дать ребенку то, что он просит, чтобы он сам понял, что ему это ненужно.
  • Важно позволять ребенку почувствовать его значимость, как будущего руководителя.
  • Подготовленный эксперимент приносит либо успех, либо новый опыт.
  • Смена реактивного поведения всегда дает положительные результаты.
  • Совместные обсуждения и переговоры сплачивают и укрепляют семью.
  • Подобные эксперименты дают возможность для открытия новых горизонтов.

Автор статьи: психолог Наталья Коваленко.

***Последующие результаты этого эксперимента будут периодически пополнять эту статью.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Родители и дети с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *