Содержание речи. Карты, мысли, сто программ

Автор статьи — Вячеслав Саломасов

Здравствуйте, друзья!

Не устаю повторять, что хорошего оратора делает, прежде всего, хорошая практика. И сколько бы вы ни отыскивали отличных теоретических советов и гениальных подсказок, без практической тренировки вам не обойтись.

Как говорит хорошая японская пословица: «Чтобы научиться плавать, нужно лезть в воду».

Надеюсь, вы тоже так думаете и, следовательно, уже успели проверить и отработать один-два (как минимум) приема подготовки к речи из моей прошлой статьи.

Кстати, именно с практической точки зрения вам будет наиболее интересен четвертый способ подготовки к выступлению, о котором я обещал рассказать в прошлый раз. Он объединяет большинство плюсов других методов и этим нравится мне больше других. Я и сам пользуюсь этим способом, и студентов своих обучаю на тренингах. Итак, встречайте:

Подготовка с помощью интеллект-карт

ИК1 Интеллект-карты (карты ума, Mind Maps) – способ записи информации, который стал популярным сравнительно недавно. Общепринято называть автором этой методики английского психолога Тони Бьюзена. В то же время – думаю, что многие из нас так или иначе придумывали и активно использовали очень схожие собственные системы быстрой записи и структурирования информации в своих студенческих конспектах. Что ж, это только подтверждает, что интеллект-карты (ИК) – вещь полезная и интуитивно простая. Если вам знаком этот инструмент, вы, скорее всего, уже приспособили его и для подготовки к выступлениям. Если же нет – давайте сделаем это сейчас.

Я не ставлю цели подробно рассказать вам все о методике создания и использования ИК. Во-первых, это долго, а во-вторых, все уже сделано в хороших книгах, например – «Супермышление» Тони Бьюзена, «Майнд-менеджмент» С Бехтерева и других. Есть целые сайты, посвященные работе с ИК, например //www.mind-map.ru/ . Если вы еще не знакомы с ИК, прочтите книжки или посетите тренинг – вложенные время и деньги окупятся сторицей очень быстро.

Пока же я расскажу про несколько основных принципов создания ИК, которые помогут подготовиться к выступлению, даже если вы пока еще не ас майнд-мэппинга )).

ИК можно назвать синтезом рисунка структуры вашего выступления и краткого его конспекта. Структура отражает последовательность, иерархию и взаимосвязь частей вашей речи, а главные мысли – тезисы каждой части – помогают ассоциативно запомнить ее содержание. Таким образом, на одном листе А4 можно легко разместить и хорошо запомнить лекцию на полтора часа, а то и законспектировать целую книгу!

Что делаем

Берем лист бумаги – для тренировки лучше А3 (когда набьете руку, сможете укладываться и в меньший формат – но, вообще, ИК любит простор). В центре листа размещаем главную тему выступления – крупно, а еще лучше с небольшим рисунком или пиктограммой-иллюстрацией.

Из этого центра в разные стороны начинаем рисовать одну за другой линии-ветки структуры выступления. Каждая ветвь соответствует крупному разделу речи, например: «Введение», «История велосипеда», «Виды современных велосипедов», «Как правильно выбрать велосипед», «Заключение». Первую ветку лучше направить из центра вправо-вверх – примерно «на два часа» по циферблатной системе стрелков и биатлонистов. Остальные ветви равномерно распределяем по часовой стрелке по всему кругу.

ИК2 Затем каждая большая ветвь пускает пучки более мелких побегов – по числу подтем, тезисов, раскрывающих ее. Введение, например, может разветвиться на «приветствие», «представление», «объявление темы», «объявление правил», «краткое пояснение выбора темы» и так далее.

После этого, при необходимости, можно ввести третий уровень иерархии и расшифровать каждый тезис на еще более мелкие составляющие по тому же принципу. Трех уровней, как правило, достаточно, большее количество может перегрузить схему и трудно читается.

Настоятельно рекомендую для каждой ветви использовать чернила разного цвета – это помогает отличать части структуры и дает возможность легче ориентироваться в карте во время выступления. Очень полезно для этого обзавестись четырехцветной ручкой или приобрести хороший набор фломастеров.

Для того, чтобы лучше запомнить содержание будущей речи, стараемся найти несколько дополнительных секунд и сопроводить записи схематическими-символическими рисунками-иллюстрациями.

Не пытайтесь объяснить мне, что не умеете рисовать – я охотно верю, но это неважно. Важно, что в процессе рисования ваша память включает дополнительные резервы и впечатывает в себя содержание будущей речи накрепко. Поверьте – вы потом ее от всей души за это поблагодарите.

Вот, собственно, и все, карта готова. Вернее, готов ее первый рабочий вариант для репетиции – и здесь начинается рассказ о преимуществах метода ИК для подготовки выступления.

Преимущества ИК

  1. Мышление человека ассоциативно. Благодаря этому свойству, ИК помогает запомнить большой объем информации по ключевым словам и главным мыслям. Запомнить десяток ключевых слов, особенно, когда они выстроены в логичную структуру, гораздо легче, чем заучить десяток страниц текста. А ключевое слово с помощью потока ассоциативных связей подскажет оратору все, что нужно.
  2. К тому же, рассказ по ключевым словам звучит как живая человеческая речь, а не как занудное чтение вслух.
  3. ИК дает возможность сделать процесс подготовки более эффективным и быстрым. Когда вся структура речи перед глазами, можно точнее рассчитать, сколько времени потребуется на каждую часть и все выступление в целом – а в процессе репетиции внести исправления. Если возникнет необходимость изменить порядок блоков – это будет легко сделать с помощью нумерации ветвей карты. Для подчеркивания связи между отдельными частями текста можно использовать дополнительные стрелки, отсеять лишнее, добавить пропущенное и вообще сконструировать новую структуру за считанные минуты. Попробуйте сделать это хотя бы раз со сплошным текстом страниц на двадцать – все перечеркается, запутается, и придется снова и снова перепечатывать.
  4. Иногда случается, что оратора ставят перед необходимостью сократить время выступления (реже, но бывает и наоборот – просят «потянуть время»). Когда наш план речи сделан в виде ИК, исправить структуру, вычеркнув или добавив несколько веточек – дело пары минут.
  5. Выступая с планом в виде ИК, мы всегда четко понимаем, в каком месте речи находимся. Это помогает соблюдать регламент, а если отвлекли – легко найти, откуда продолжить. Попробуйте за секунду отыскать «точку отрыва» в кипе листов печатного текста – придется покопаться.

Скорее всего, вы, когда начнете пользоваться ИК, найдете и другие преимущества этого отличного способа – и прекрасно, поделитесь потом со мной ).

ИК3 Нужно отметить, что для любителей электронного рисования существует немало программ, с помощью которых можно делать ИК на компьютере. Есть и попроще, и посложнее, бесплатные и платные – уверен, что с помощью поисковика или хорошего знающего друга вы сможете подобрать себе программу по душе. Я лично предпочитаю четырехцветную ручку и живой контакт с листом бумаги. Если вы только сегодня услышали про ИК, рекомендую и вам потренироваться для начала вручную. Когда освоите основные принципы – решите сами, что вам больше подходит. И не откладывайте – пробуйте прямо сейчас! Буду ждать от вас отзывов, впечатлений и вопросов. Пишите, делитесь своим опытом, рассказывайте о трудностях и успехах. А я пока прощаюсь. Задавайте вопросы об ораторском мастерстве и мастерстве общения в целом. Оставляйте комментарии, пишите на почту vsl7@mail.ru.

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением, Вячеслав Саломасов.

Приведенные фотографии и рисунки взяты из открытых источников в интернете.

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

//vernoeslovo.com/

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Ораторское мастерство с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *