Всё об оптимизме и позитивном мышлении

 

Позитивное мышлениеКаждый год Американская психологическая ассоциа­ция присуждает свою «Премию начинающему карьеру психологу», который добивается выдающихся научных до­стижений в течение первых десяти лет своей работы.

М. Зелигман получил ее в 1976 году за теорию беспомощности, а Лин Абрамсон — в 1982 году за дальнейшее развитие этой теории. Методика М.Зелигмана относится к когнитивной психологии, которая призвана помогать человеку справиться с депрессиями, страхами, тревогами и прочими напастями и обрести внутренний психологический баланс. Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше мышление и, как следствие, поведение.

Это статья — сжатая версия книги М.Зелигмана «Как научиться оптимизму» . Она заслуживает пристального внимания каждого человека, кто хочет спокойной, гармоничной, радостной жизни. Эта информация меняет способ мышления с пессимистичного на оптимистичный. И этого уже достаточно, чтобы жизнь зажглась новыми позитивными красками, а в душе настал долгожданный комфорт и спокойствие.

Оптимист и пессимист

Один пессимист после прочтения мудрой книги узнал о преимуществах оптимизма для здоровья, нервов и для общения. Надоела ему такая жизнь, когда все его избегают, не желая слушать его жалобы и причитания, и он решил стать оптимистом. Много перечитал он литературы об этом, понахватался разных умных цитат и пришёл к своему оптимистичному приятелю, заявляя, что стал совершенно другим человеком и больше никто не услышит, как он жалуется на жизнь. Его друг решил проверить, насколько тот изменился, и, налив полстакана воды, поставил перед ним.

— Скажи, как тебе кажется, стакан наполовину пуст или наполовину полон? — спросил его приятель.

— Наполовину полон, — с улыбкой ответил тот, вспомнив этот пример из прочитанных книг.

«Видать, и впрямь он изменился», — подумал приятель. Но не успел он это додумать, как «бывший» пессимист сказал:

— Жаль только, что в стакане всего лишь вода.

                       А можно ли научиться оптимизму?

Научиться оптимизму — это не значит открыть зано­во «мощь позитивного мышления». Искусство оптимизма не сводится к тому, чтобы научиться говорить себе только одни положительные вещи.  В ходе многолет­них исследований учёные М. Зелигман и Лин Абрамсон установили, что позитивная информация, которую вы адресуете себе, еще не является залогом положительного результата. Важно, как вы мыслите в случае поражения, то, что называется «не негативное мышление», т.е. позитивное мышление (Позитивный перевод, Вычерпывание плюсов, Позитивные формулировки). Главным в искусстве оптимизма является способность говорить себе не деструктивные вещи, когда жизнь преподносит вам неудачи.

Большинство психологов всю жизнь имеют дело с традиционными проблемами: депрессия, неуверенность, страх, паника, нездоровье, семейные конфликты, неудачи  и тому подобное. И, в основном, решая у человека одну какую-то задачку, психолог как бы латает дыры на старой трубе или помогает заменить краник на гнилой системе водопровода. Думаю, что каждый представляет последствия, такой успех недолговечен. Из специалистов, в основном, никто не берётся работать с человеком комплексно и фундаментально, с основ, с мышления, с умения самоконтроля мыслей. А ведь всем понятно, что, как правило, мысли лежат в основе эмоций, реакций и поведения. Какие мысли — такое и поведение.

Как зарождается пессимизм?

Мышление человека выливается в стиль объяснения — это способ, которым вы привыкли объяснять себе, почему события происходят именно так, а не иначе. Стиль объяснения может играть роль сильного модулятора/стимулятора, включая или активируя самовнушенную программу беспомощности, а беспомощность рождает пессимизм. Т.е. в основе явления пессимизма всегда лежит другое явление — чувство беспомощности.

Откуда берется беспомощность?

Беспомощность — это такое со­стояние, когда все, что бы вы ни делали, не способно повлиять на происходящее с вами. Так, например, если я пообе­щаю вам тысячу долларов за то, что вы откроете книгу на странице 104, вы, думаю, не только согласитесь, но и ус­пешно выполните это задание. Если же я пообещаю вам тысячу за то, чтобы вы силой воли сузили свой зрачок, то вы, может быть, и согласитесь, но на результате это не скажется. Тут вы бессильны. Итак, откуда берётся беспомощность?

1.       Как обычно, привет из прошлого… Эволюция выработала пессимизм в наших предках из Плейстоцена.  Объяснение предков таково — успех проходящ, опасность подстерегает за каждым углом, нас ожидает трагедия… Главная задача — лишь бы выжить. Однако мозг, который привык фиксировать мрачные реалии ледниковых периодов, теперь заметно отстает от реалий современной жизни. Важно помнить, что это древние инстинкты. Сейчас перед человеком не стоит задача выжить, как в каменном веке, сейчас всё гораздо легче, в большей степени человек борется за комфортное существование: побольше, покрасивее, по престижнее жильё/машина/еда/спутник жизни…

  1. К генетической памяти присоединяется беспомощность, выработанная с самого первого дня человека.  Жизнь человека начинается с полной беспомощности. Новорожденный младенец не в состоянии помочь себе, так как он, по сути дела, представляет собой совокупность рефлексов. Если мать приходит на его крик, это еще не значит, что он управляет приходом матери. Его крик — просто рефлекторная реакция на боль и неудобство. У него, в сущности, нет выбора: кричать или не кричать. По сути, в организме новорожденного есть только один набор мышц, поддающийся некоторому сознательному контролю, — сосание груди. Последние годы жизни человека зачастую сопряжены с беспомощностью, можно утратить способность ходить, управлять своим кишечни­ком и мочевым пузырем, чему мы научились на втором году жизни. Также можно потерять способность управлять своими мыслями. Как ни прискорбно, в преклонном возрасте происходит регрессия всего организма и мозговой деятельности, уход в детство. Это естественный процесс.

Длительный период между младенчеством и последними годами жизни человека заполнен процессом расставания с беспомощностью и обретением контроля над собой. Контроль над собой означает способность производить изменения путем волевых, сознательных действий личности; это — противоположность беспомощности. Через три-четыре месяца у младенца непроизвольные махания конечностями попадают постепенно под сознательный контроль, трансформиру­ются в дотягивание, доставание. Затем, к ужасу родителей, становится сознательным крик и плач: ребенок обретает способность реветь, чтобы добиться прихода матери. Этой своей способностью он злоупотребляет до тех пор, пока прием не перестает срабатывать.

Конец первого года жизни ребенка знаменуется двумя крупнейшими достижениями контроля над собой: первыми шагами и первыми словами. Если все идет нормально и растущие духовные и физические потребности ребенка получают хотя бы минимальное удовлетворение, то в течение последующих лет беспомощность уменьшается, а самоконтроль растет.

Пример выученной беспомощности у животных

Пример 1
Почему в вольере для слонов старые слоны, ростом под шесть метров, и совсем маленькие слонята привязаны одинаковыми цепями к небольшому, вкопанному в землю столбику?
Кажется, что одинаково обращаться с такими разными животными совершенно нелогично. Конечно же, взрослого, крупного и сильного слона нужно привязывать более прочной и толстой цепью, чем маленького слоненка. Ведь при желании взрослому слону ничего не стоит выдернуть из земли столбик с цепью — для него это все равно, что для нас с вами сорвать цветок. Но здесь и кроется секрет. Взрослый слон давно забыл, что значит бороться за свободу. Давным-давно, когда он был маленьким, он понял, что, несмотря на все свои усилия, навсегда останется в клетке. И поэтому сейчас, превратившись в мощного и взрослого слона, который сильнее десяти человек, он верит, что всего лишь пленник — и даже не пытается бороться. А слоненок, который все время брыкается и пытается разорвать цепь, еще не потерял воли к свободе и веры в то, что он добьется успеха! Он еще не выучил беспомощность.

Пример 2

В большой аквариум поместили щуку. Сначала она плавала по всему аквариуму. Но потом одну его часть отгородили прозрачным толстым стеклом — и теперь щука уже не могла туда попасть. Она не видела преграду, но каждый раз, когда она пыталась плыть в другую часть аквариума, натыкалась на препятствие. Долгое время щука билась в тщетных попытках пробить невидимую преграду. И вот, когда силы почти покинули её, она отступила. Учёные убрали стекло.

Но щука больше НИКОГДА не возобновляла попыток попасть в другую часть аквариума. Она плавала в маленьком пространстве, в то время как могла бы пользоваться всем просторным аквариумом, и при этом ни разу даже не попробовала попасть в другую часть своего водного жилища. Поучительный эксперимент, правда? Заставляет задуматься, что в нашей жизни тоже уже давно нет преград, но прошлый опыт, крепко засевший в нашей голове, не даёт нам двигаться вперёд и развиваться.

Пример 3

Научный эксперимент  — одноминутный видеоролик «Выйти из круга»

Где наш контроль начинается и кончается?

Много вещей в жизни не поддаются нашему контролю: цвет наших глаз, наша раса, наследственность, засуха в Африке. Но существует обширная «ничейная» территория, над которой мы в состоянии или установить свой контроль, или уступить его кому-либо другому, или, вообще, судьбе. То есть речь идёт о тех аспектах нашего образа жизни, где обычно мы располагаем некоторой свободой выбора.

И вот тут, когда мы думаем об этой части нашей жизни, можно существенно усилить или ослабить наше влияние на нее. Наши мысли — это не просто реакция на события, они могут влиять на результат. Например, если мы думаем, что не в силах влиять на то, какими станут наши дети, это может парализовать нашу активность в данной области.

Сама мысль «что бы я ни сделал, это ничего не изменит» способна помешать нам действовать. И мы уступаем своих детей их ровесникам, учителям и обстоятельствам. Если мы переоцениваем свою беспомощность, вмешиваются другие силы и формируют будущее наших детей.

Несомненно, что оптимизм нам полезен. Что же такое настоящий оптимизм, вот мы как раз и разберёмся. А пока исследуем обратную сторону медали.

Как вы представляете себе неадекватный оптимизм?

Слепой оптимизм: «Со мной ничего не случится — и поэтому я пойду в 3 часа ночи гулять по неосвещённому парку», «Со мной ничего не случится — поэтому я буду курить и есть всякую вкусность столько, сколько моей душе угодно», «Со мной ничего не случится — поэтому я не буду лечить свой больной зуб, организм сам все восстановит».

Такой вариант вроде бы успокаивает, но происходит вранье самому себе, что всё сложится само собой.

Кстати,  некоторым людям такой вариант мышления помогает уходить от ответственности за свои поступки и уход от действительности –  эдакий пофигизм. То есть это — крайность и, как всегда, она очень чревата. И ниже будут рассмотрены варианты, где оптимизм уместен, а где лучше быть начеку.

Одновременно умеренный пессимизм может принести ограниченную пользу. Однако двадцатипятилетний опыт исследований М. Зелигмана убедил этого учёного, что если мы привычно верим, как верят пессимисты, что невезение — наша собственная вина, что оно носит длительный характер и способно воспрепятствовать всему, что мы пытаемся сделать, то нас ждут гораздо большие неприятности, чем, если бы мы верили в противоположное. Вывод: быть неадекватным оптимистом, по-любому, лучше махрового пессимиста. Но всё же, что оптимальней, что будет являться золотой серединой? В этой статье вы это обязательно узнаете.

Оптимист вы или пессимист?

Находясь в плену такой веры в то, что: «Чтобы я не делал, я не могу повлиять на ситуацию…», человек легко впадаем в депрессию, теряет свой созидательный потенциал и однозначно становится менее здоровым физически. Пессимистические прогнозы, таким образом, работают сами на себя!

Ваш привычный способ объяснять неприятности, ваш стиль объяснения, это нечто большее, чем просто слова, которые вы произносите при неудаче. Это — привычка мыслить, приобретенная в детстве и юности.

Хороший пример из жизни — выученный пессимизм у животных, примеры выше.

Ваш стиль объяснения коренится непосредственно в вашем взгляде на ваше место в мире — считаете ли вы себя ценным и заслуженным, либо бесполезным и безнадежным. Это как раз и является критерием, оптимист вы или пессимист.

Интересно, а что вы лично думаете о причинах собственных неудач, малых и больших, которые выпадают на вашу долю?… Напишите прямо сейчас пару фраз о последней вашей неудаче. Приведённый ниже тест даст вам точный ответ на этот вопрос.

Тест

Тест сконструирован так, чтобы оценить ваш стиль объяснения. Здесь, в статье, тест представлен в крайне урезанном виде, для того, чтобы вы поняли общий смысл, как себя протестировать, по каким критериям себя оценивать, а вот чтобы пройти его основательно, кликните по этой ссылке Тест на оптимизм, а потом зайдите сюда обратно.

Критерии определения стиля оптимистичного мышления и пессимистичного

Существуют три основных параметра вашего стиля объяснения:

  1. Постоянство
  2. Широта
  3. Персонализация

Постоянство (плохие события)

Ответьте на вопросы и посмотрите сколько у вас А и сколько В:

 А

  1. «Я конченый человек».
  2. «От диеты никакого толку». 
  3. «Ты вечно ворчишь».
  4. «Босс совершенный ублюдок».          
  5. «Ты никогда со мной не разговариваешь».

В

  1. «Я выдохся».
  2. «От диеты никакого толку, если переедать».
  3. «Ты ворчишь, если уберу свою комнату».
  4. «Босс   в  плохом  настроении».
  5. «Последнее время ты  со мной не разговариваешь».

Люди, которые легко падают духом, верят, что причи­ны неприятностей, которые им выпадают, носят постоянный характер: неприятности сохраняются, они всегда будут от­равлять им жизнь. Те же — кто сопротивляется беспомощ­ности, верят, что причины неприятностей — временные.

Если вы думаете о неприятностях в категориях всегда и никогда, рассматривая их как постоянно действующий фактор, то ваш стиль — постоянный, пессимистический. Если вы думаете категориями иногда и последнее время, если вы пользуетесь ограничительной терминологией и счи­таете, что неприятности носят временный характер, то ваш стиль — оптимистический.

Неудача делает каждого как минимум кратковременно беспомощным. Это вроде удара в живот. Больно, но боль уходит — у некоторых почти сразу. Это те люди, у кото­рых сумма 5 В.

А у кого 5 А. Они остаются беспомощными в течение дней или месяцев даже после незначительных неудач. А уж после крупных поражений они могут никогда не прийти в себя.

У кого в сумма в пополаме, болит дольше — жжет, тянет… но проходит, что-то среднее между двумя первыми вариантами.

Постоянство (хорошее событие)

Ответьте на вопросы и посмотрите сколько у вас А и сколько В:

Временный (пессимистичный)

А

  1. «Это мой счастливый день».
  2. «Я стараюсь изо всех сил».     
  3. «Мой соперник устал».

Постоянный (оптимистичный)

   В

  1. «Я всегда счастлив».
  2. «Я талантлив».
  3. «Мой соперник не годится».

Оптимистический стиль объяснения хороших со­бытий прямо противоположен объяснению плохих.

Люди, которые верят, что хорошие события коренятся в постоянных причинах, более оптимистичны, чем те, которые объясняют их причинами временными.

Оптимистичные люди объясняют себе хорошие события постоянными причинами: используют слово «всегда», когда происходит успех. Пессимисты называют причины временные: настроения, попытки, «иногда».

Люди, которые верят, что хорошие события коренятся в постоянных причинах, вслед за успехом стараются еще усерднее. Люди, которые видят лишь временные причины хороших событий, могут сдаться даже после собственного успеха, считая его случайным.

Широта

Следующий стиль объяснений – это широта. Ответьте на вопросы и посмотрите сколько у вас А и сколько В:

Универсальное (пессимистично)

А

  1. «Все преподаватели   нечестные».   
  2. «Я отвратительна».
  3. «Книги бесполезны».

Конкретное (оптимистичное)

В

  1. «Профессор Иванов не честный».
  2. «Я отвратительна для него».                                  
  3. «Эта книга бесполезна».

В чём разница между Постоянством и Широтой? Постоянство — характеристика временная. Обозначает время. Широта — пространственная величина. Рассмотрим пример.

В большой фирме, занимающейся розничной торговлей, увольняют половину сотрудников бухгалтерии. Двое уволенных бухгалтеров Маша и Петя, впадают в депрессию. Им невыносима перспектива несколько месяцев заниматься поисками новой работы; оба стараются избегать всего, что напоминает им о бухгалтерском деле, например, оформление налоговой декларации. Однако Маша осталась любящей и верной женой. Ее общественная жизнь продолжается нормально, дети ухожены, обласканы, здоровье в порядке… Петя же, наоборот, растерялся. Он не обращает внимания на жену и сынишку, все вечера проводит в мрачном раздумье. Он отказывается ходить в гости, объясняя, что ему невыносимо видеть людей. Никогда не смеется над шутками. Простуда у него затянулась на всю зиму, и он бросил свой бег трусцой. И прибывает в вечной печали…

К какой вы относитесь категории?

Есть люди, которые могут аккуратно сложить горести в коробочку и продолжать жить, даже если в одном важном направлении жизни, есть серьёзные проблемы. Другие же страдают, добровольно истекая кровью, по любому поводу. Жизнь превращается в катастрофу; порвалась одна нить в их жизни, и вся ткань распустилась.

Дело сводится к следующему. Люди, которые дают универсальное объяснение своим неудачам, склонны капитулировать по всем направлениям, хотя неудача их постигает в одной конкретной области. Люди, которые придерживаются конкретного объяснения, могут оказаться беспомощными в одной области своей жизни, но твердо стоят на ногах в других. Они разделяют одно от другого.

У Маши с Петей могут быть одинаковые показатели по первому критерию —  постоянству – они оба могут быть постоянными пессимистами. Когда их уволили,  то оба, могут долго пребывать в состоянии депрессии. Но что касается параметра широты, то их отношение прямо противоположные. Петя пришел к выводу, что его увольнение означает, что он вообще никуда не годится. Маша же счи­тала, что плохие события имеют вполне конкретные причины, например, она пришла к выводу, что не годится в бухгалтеры.

Кто капитулирует, а кто нет?

Многое зависит от типа нервной системы, из 10 человек всегда найдутся 1-2 человека которые не сдадутся при любых обстоятельствах – это гипертимы (природные оптимисты), пароноялы… Хуже всем – тревожным, шизоидам, эмотивам. Смотри типологию личности 7 радикалов В.В. Пономаренко. От окружения тоже большой привет, внушения социума подливают масла в огонь. Притча про маленьких лягушат:

Жили были маленькие лягушата, которые  организовали соревнования по бегу.

Их цель была забраться на вершину башни. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками. Соревнования начались.

Никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни. Слышны были такие реплики:

«Это слишком сложно. Они НИКОГДА не заберутся на вершину!» или «Нет шансов! Башня слишком высокая!»

Маленькие лягушата начали падать. Один за другим… За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они продолжали прыгали всё выше и выше.

Толпа всё равно кричала: «Слишком тяжело! Ни один не сможет это сделать!» Ещё больше лягушат устали и упали… Только ОДИН поднимался всё выше и выше. Тот единственный не поддавался крикам толпы!

В конце концов все поддались за исключением того одного лягушонка, который всё-таки смог забраться на вершину! Тогда все лягушата захотели узнать, как ему это удалось!? Один участник  спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы? Несмотря на крики неверия всей толпы окружающих. Оказывается, Победитель был ГЛУХОЙ!»

Мораль: Читайте статью «Что такое направленное внушение?», «Что мы внушаем детям?». «Сила внушения».

Персонализация внутренняя и внешняя

Наконец, последняя характерная особенность стиля объяснения — персонализация. Внутренний подход (низкая самооценка) «Я глуп» и Внешний подход (высокая самооценка) «Ты глуп».

М.Зелигман в своей книги рассказывает:  «Мне довелось некогда жить с женщиной, которая во всем обвиняла меня, будь то неважная еда в ресторане, кривые складки на брюках, не работает фен, которые она принесла из химчистки. Окончательно озверев от выговора я ей сказал однажды: «Дорогая, — я не встречал человека как ты, который был бы так настойчив в поисках козлов отпущения». «Да, — завопила она, — и в этом ты тоже виноват!».

Когда происходят неприятности, мы можем обвинять в них либо себя, обращаясь вовнутрь, либо других людей и обстоятельства, обращаясь вовне. Те, кто обвиняют в неудачах себя, не разделяя свою личность от опыта, приходят в итоге, к низкой самооценке. Они считают себя никудышными, бесталанными и непривлекательными. Те, кто обвиняют внешние обстоятельства, не теряют самоуважения в неблагоприятных условиях. В целом они больше нравятся себе, чем те, кто во всем обвиняет себя.

Из трех критериев стиля мышления объяснения – персонализация — понять проще всего. Вспомним, что одна из первых фраз, которую учится говорить ребенок: «Это он сделал, а не я!». Таким образом, индивид скидывает ответственность.

 Персонализация в то же время — это такой критерий, где легче всего ошибиться. Она характеризует лишь то, что вы чувствуете относительно себя, в то время как широта и постоянство, более важные критерии, характеризуют то, что вы делаете: сколько времени вы ощущаете свою беспомощность и в каком количестве ситуаций (в одной сфере жизни или во всех).

Что такое низкая, высокая, адекватная самооценка?

Низкая  самооценка (неадекватная) обычно проистекает из внутреннего подхода к объяснению причин неприятностей:  «Я во всём виноват, потому что я некудышный!» — занижение своих талантов, способностей и возможностей. Высокая (неадекватная) самооценка – «Виноваты все, кроме меня!» — это всегда уход от ответственности. Крайность всегда плохо! Как и где найти золотую середину?

Баланс между поиском внешних и внутренних причин неудач

Итак, учёные мужи выяснили, что пессимизм проистекает из беспомощности. Как отучиться от этой напасти, в то же время быть ответственным за свои неудачи? Есть прекрасный рецепт от М.Зелигмана.

Люди в состоянии депрессии зачастую принимают на себя намного больше ответственности, чем это допустимо. И здесь возникает один более глубокий вопрос: почему люди должны в первую очередь признаваться в собственных неудачах?

Ответ, как мне кажется, сводится к тому, что социуму это выгодно, чтобы люди отвечали за содеянное. Обществу выгодно, чтобы люди изменялись, совершенствовались… и, как нам известно, они не смогут измениться, не приняв на себя ответственность за свои поступки. Поэтому принятие на себя ответственности, это по-любому лучше, чем уход от неё.  Но!  Как правильно её брать, сколько и когда, чтобы не размазать себя в низкой самооценке?

Если мы хотим, чтобы люди изменились, то их поиск внутренних причин неудач не так существенен, как критерий постоянства. Если человек верит, что причина его неприятности — является постоянно действующим фактором (глупость, недостаток таланта, уродство, плохая память, низкий интеллект, неспособность к чему либо…), вы не станете бороться за ее изменение. Вы не станете заниматься самосовершенствованием.

Если же вы знаете, что причина носит временный характер (недостаток знаний, не отработанный навык, мало опыта, плохое настроение, недостаточно выспался, мало поел, недостаток витаминов, мало света…), вы можете попытаться устранить ее. Как? Просто мыслить по-другому, в категории — что всё плохое – временно.

Пример, молодой человек потерпел фиаско при знакомстве с девушкой, если он будет мыслить в категории В (временно), то это даст ресурс: мотивацию, силы и энергию на будущее. В категории А, наоборот: беспомощность-пессимизм-бездействие.

Постоянство

А

  1. Нет таланта знакомиться, не способный.
  2. Страшный(ная), уродливый(ая).
  3. Неудачник.
  4. Несчастный по судьбе.

Временно

  1. Мало знаю о методах знакомства.
  2. Плохо причесался и оделся.
  3. С судьбой сегодня мы разминулись.
  4. Судьба от меня ожидает движений.

Итого:

Если мы хотим, чтобы наши близкие люди брали ответственность за свои поступки, тогда мы должны их научить мыслить по-другому, чтобы они считали причины неудач – временными, пока не научился, пока не догадался, мало опыта… вместо я глуп, туп, придурок…. Это приведёт — к тому, что человеку будет не страшно брать на себя ответственность, потому что:

  • первое, самое ценное — самооценка — не понижается, она остаётся адекватной;
  • второе, есть мотивация, чтобы взятую ответственность исправить.

Где оптимизм уместен, а где пессимизм будет правильней?

Основной принцип, позволяющий решить, когда не следует пользоваться оптимизмом, состоит в том, что вы спрашиваете себя, какова цена неудачи в данной конкретной ситуации. Если цена неудачи высока, то оптимизм — не верная стратегия.

Здесь оптимизм неуместен

  1. Если вы планируете нечто рискованное и не очень определенное — не пользуйтесь оптимизмом.
  2. Если вы консультируете кого-то, чье будущее представляется неясным — не полагайтесь с самого начала на оптимизм.
  3. Если вы стараетесь проявить сочувствие к тревогам других, не начинайте с оптимизма, хотя в дальнейшем, после того, как установится сопереживание (подстройка) и доверие, оптимизм может оказаться полезным.
  4. Пилот в кабине самолета, решающий, не включить ли еще раз антиобледенительную систему. Последствия — гибель или авария.
  5. Человек, решающий, садиться ли за руль после вечеринки с выпивкой. Последствия — гибель или авария.
  6. Разочарованный супруг, решающий завязывать интрижку, которая, если о ней узнают, способна разрушить его брак. Последствия развод.

Здесь оптимизм уместен

  1. Если вы в ситуации успеха, достижения (вас повышают, вам удается продать товар, написать трудный отчет, победить в игре). Робкий человек, который решает, вступить ли ему в разговор, рискует лишь тем, что его проигнорируют.
  2. Если вас волнует, как вы будете себя чувствовать (борьба с депрессией). Лучше начать книгу Зелигмана, чем продолжать барахтаться в болоте негативных мыслей.
  3. Если ситуация склонна затягиваться и затрагивает при этом ваше здоровье. Лучше рискнуть сделать процедуру, чем не сделать – шанс на выздоровление.
  4. Если вы желаете быть лидером, хотите воодушевлять других, хотите, чтобы люди голосовали за вас. Лучше выступить как оратор, чем нет, ведь человек рискует максимум разочарованием.
  5. Торговый агент, который решает, зайти ли ему еще к кому-нибудь, в случае неудачи рискует только своим временем.
  6. Подросток, размышляющий, не заняться ли ему новым видом спорта, рискует максимум разочарованием.
  7. Рассерженный руководитель, которого обошли при выдвижении, рискует всего лишь несколькими отказами, если без лишнего шума попытается прозондировать ситуацию с новой должностью. Здесь везде следует исходить из оптимизма.

Формула использования оптимизма — цена неудачи не высока, то оптимизм — верная стратегия

Что дальше?

Определили свой стиль мышления… и, что дальше? Допустим, вы прошли тест, уже определили все свои наклонности в мышление, что дальше? Как говориться куда ехать, как себя правильно вести?

  1. Пройти тест «Оптимист — Пессимист» (для тех, кто ещё собирается).
  2. Прочитать книгу «Как научиться оптимизму?
  3. Отслеживать в жизни по критериям (время и широта):
  • сколько времени вы ощущаете свою беспомощность?
  • В каком количестве ситуаций (в данной сфере жизни, где провал или во всех)?
  1.  Прочитать, освоить внедрять в жизнь методику «Как стать оптимистом» или методику для детей, она более лёгкая и понятная.
  2. Внедрить в своё поведение новые способы мышления Позитивный перевод, Вычерпывание плюсов, Позитивные формулировки.
  3. Упражнение «Солнышко». Прочитать, освоить, практиковать. Улыбнуться лишний раз там, где это уместно. Если идёт вам человек на встречу с улыбкой. В магазине продавцу. Утром соседям. Птичкам, собачке на улице. Близким при встречах. Себе в зеркало. Где ещё можно? Придумайте сами, вы же талантливый!

И всего лишь, через 3-4 месяца, Вы подружитесь с окружающим Миром, и главное — найдёте гармонию с собственным Я. А если вы хотите системно обучаться, запишитесь в онлайн-школу «Психология в каждый дом!» В правом углу сайта и вам регулярно будут приходить уроки позитивного мышления.

Статью составила психолог, гипнолог Полина Сухова, по материалам книги М.Зелигмана «Как научиться оптимизму».

Тест для взрослых

МЕТОДИКА ПОЗИТИВНОГО и ОПТИМИСТИЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

Тест для детей

Запись вебинара онлайн-школы Психология в каждый дом! Тема: Оптимизм и пессимизм, что хорошо, и сколько плохо? Тест на оптимизм и пессимизм. Как научиться оптимизму?  Упражнение «Солнышко». Ведёт психолог, гипнолог — Полина Сухова.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Оптимизм и позитивное мышление, Эффективные модели поведения с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 + 19 =