Упражнение «Ошибочка» — 2

оштбкаi

Слабые скажут — «не судьба!». 

Сильные скажут — «я попробую ещё раз». 

А самые сильные скажут — «я буду пробовать до тех пор, пока всё будет так, как я хочу!».

*Примечание:  здесь рассматривается ошибка, как неизбежный процесс в развитие — эволюции всего живого. Нравственный аспект серьёзных ошибок людей здесь не рассматривается. Это отдельная глубокая тема. Эта статья больше полезна людям работающим над собой, с нравственными ориентировками, которые берут на себя ответственность за свои ошибки, но излишне переживают за свои промахи.

Ошибочка

Ошибка — это результат совершенного неточного или неправильного действия, уже свершившийся факт. Ошибка определяется негативно только тогда, когда результат действия отрицательный вопреки намеченному плану, то есть намеченной цели. Если произошли положительные события после внезапного изменения плана действий или в будущем, то это уже назвать Ошибкой не совсем верно.  Ошибка имеет всегда две составляющие: сам факт ошибки и тот, кто её совершил. Вот именно эти два направления и будем рассматривать основательно.

 Можно ли обойтись без Ошибок?

Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки. Лоуренс Питер

Ошибки – это нарушение формальной стороны, некого запланированного результата. Ошибкам посвящают множество афоризмов: «на ошибках учатся». Их осмысляют философы, научные деятели, поэты, писатели, историки и прочие представители разных направлений всех сфер деятельности общества. Макс Планк говорил по этому поводу: «Для настоящего теоретика ничего не может быть интереснее, чем такой факт, который вступает в противоречие с общепринятой теорией: ведь здесь собственно и начинается его работа».  Нередко между «правильностью» и «ошибочностью» того или иного явления грань очень тонка и их невозможно различить. Зачастую, явная на первый взгляд Ошибка ведёт к хорошему результату, увствокак говорят в народе: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Но это всё философия и оставим эти разговоры для компетентных людей в этой сфере. Давайте уже подберёмся поближе к самой Ошибке.

Они наблюдаются как в природе, так и в жизнедеятельности человека. Ошибки в человеческой деятельности чаще, наглядней и масштабней, чем в природе. Именно этот первый вопрос мы здесь и будем рассматривать. Представьте, что вы осваиваете вождение автомобиля (а кто через это уже прошёл, вспомните свой опыт). Всё ли у вас получится сразу и высокопрофессионально? Любой здравый человек ответит, «естественно НЕТ»! Ошибки в освоение нового опыта неизбежны! Без приобретения большого количества неудачных экспериментов не произойдёт качественного скачка в развитие человека: его способностях, навыках, знаниях, работах, продуктах труда… Качеству всегда предшествует большое количество опыта низкого свойства:

·         ребёнок должен много раз упасть, чтобы научиться полноценно ходить;

·         спортсмен тысячи раз сделает упражнение неправильно, прежде чем произведёт первый раз идеально;

·         учёный много раз произведёт ошибочные эксперименты, прежде чем сделает новое открытие;

·         писателю необходимо написать кучу ерунды, чтобы сделать бестселлер;

Что из этого следует? Ошибка, это первые шаги к совершенству, а ему всегда предшествует несовершенство. Таким образом, Ошибки это естественный этап в развитие человека и его труда. И относиться к этому процессу надо, как нормальному, нужному и неизбежному явлению, который сопровождает развитие всего живого. Нет предела совершенства, а значит, Ошибки вечны!

 Ошибка и эмоциональные чувства по ошибке – разные вещи!

Многие могут возразить, что рассуждать о пользе Ошибок легко и всё гладко только на бумаге, а что конкретно делать человеку с его чувствами, когда он осознаёт, что сделал что-то неправильно? И вот тут мы подошли к очень интересному пункту. Ошибка и эмоциональные чувства (страх, переживание вины, обвинение себя и других…) проявленные за неправильное действие – это разные вещи. Чувства выходят за пределы ситуации, где совершена Ошибка. Получается Ошибка сама по себе, а чувства сами по себе. И тут уже включается субъективное отношение человека к себе, подкрепленное разными негативными эмоциональными чувствами, которое он сам или развивает в себе, или гасит, или не даёт вообще появиться. Всё зависит от психической реальности человека. Умный или наученный человек, сделав Ошибку, извлечёт из неё максимум пользы и пойдёт дальше её исправлять, без излишних отрицательных эмоций и чувств. А другой начнёт стенания, обвинения всех, и себя в том числе. Затратит кучу времени, энергии и нервов на истерики, стенания, а Ошибка будет не исправлена. Кто из этих двух молодец? Ясно, что первый. Первому помощь в этом деле не нужна, а вот второму человеку даже очень пригодятся следующие советы, по исправлению своего отношения к ошибкам и к себе.

 Что нужно делать?

Реагировать правильно. Эта реакция существенна для успешной работы. Успешные люди учатся на своих ошибках, но не «застревают» на них. Было проведено интересное исследование хороших и посредственных спортсменов, иллюстрирующее эту мысль. Когда у хороших спортсменов брали интервью об их успехах, они становились очень активными и заинтересованными и могли вспомнить любую деталь. Однако когда их спрашивали о неудачах, они были более сдержанными, неопределенными и незаинтересованными.

С другой стороны, когда посредственных спортсменов спрашивали об их успехах, они становились более сдержанными, неопределенными и незаинтересованными. Однако когда их спрашивали о неудачах, они были активными и заинтересованными, вспоминая и вновь переживая каждую неприятную деталь.

Есть одно изречение, которое гласит: «Энергия течет туда, куда направлено внимание». Ключ к научению на ошибках состоит в том, чтобы отойти от них на определенную эмоциональную дистанцию, увидеть, чему можно на них научиться, и не потерять связь со своими успехами.

1. Думайте о своих ошибках, как будто вы видите себя на видео и смотрите на себя так, как если бы вы сами были хорошим психологом/экспертом, дающим себе конструктивную обратную связь.

А также, важно научиться конструктивно мыслить – избегать негатива. Думать по делу. Включать голову, выключать эмоциональные чувства. Искать решение задач. Делать выводы. Исправлять то, что можно. То есть не сотрясать воздух попусту. Но для начала хорошо бы понять и осмыслить человеку сознанием, сколько минусов несёт бесполезное и долгое переживание за свои оплошности, обвинение себя и других. И сколько плюсов получает от Ошибок тот, кто, относясь к ним эмоционально нейтрально. Это радикально меняет взгляд на негативное отношение к Ошибкам и себе. Ошибки остаются, но человек разделяет их от своих эмоциональных чувств. Берёт из оплошности максимум пользы, вычерпывает плюсы, оставаясь в позитивной мире. А чувства и вовсе не включаются по этому поводу, или даёт им волю разгуляться на очень небольшой период (2-3 минуты). Но через этот срок берёт себя в руки и начинает Делать то, что нужно. В результате человек просто исправляет Ошибку наикратчайшим путём. Так как его сознание освобождено от эмоций и чувств, оно ясное и чистое. Итак, разбираем  плюсы.

 Польза от Ошибки и спокойного отношения к ней

Ошибки – это двигатель всего живого, а значит, и развитие личности в: знаниях, навыках, способностях, работах, логике – разуме. Уже сколько плюсов, правда? А также открываются преимущества для человека, как краткосрочные, так и в перспективе. Разберём подробней:

·         человек приобретает новый качественный опыт: навыки, способности, знания. Чем в перспективе становиться первоклассным и профессиональным работником на рынке труда, значит, он будет востребован социумом. Хорошие специалисты всегда в цене. И как следствие его качество жизни улучшиться из-за большей оплаты труда;

·         улучшается внимательность по данной Ошибке и сосредоточенность. Значит, время на исправление ошибки уменьшится, и цель будет достигнута коротким путём;

·         улучшаются отношения с людьми (коммуникабельность), так как првтположительное эмоциональное состояние стабильно – раздражительность и усталость отсутствуют – переживать некогда и незачем. Человек спокойно реагирует на окружающих, соответственно ему отвечают тем же. Физическое и психологическое здоровье на хорошем уровне;

·         человек становиться закалённей. Он не то, что умеет держать удары судьбы, это будет не совсем точно, он ей управляет – становится хозяином;

·         становится мудрей из-за большого опыта, к нему прислушиваются окружающие люди, автоматически поднимается социальный статус, тем самым увеличивается влияние на окружение;

·          и главное – есть уже решение на такую же Ошибку в будущем;

Получается, что эмоционально-спокойное отношение к своим Ошибкам позитивно влияет на все сферы деятельности человека. Друзья, запомним это! Вот и скажите, есть ли смысл и время у занятого человека на страдания по Ошибке? Нет, и быть не может. Просто нужно сначала отдохнуть, набраться сил, эмоционально успокоиться для дальнейшей работы, сделать анализ ситуации, и с новыми силами вперёд покорять пространство!  Пересмотрите свой взгляд на Ошибки и получите только плюсы!

 Как реагировать на Ошибки и негативные эмоциональные чувства по ним?

Этапы.

А теперь конкретные практические советы, чтобы научиться справляться с чувствами по Ошибке. Главная наша цель – научиться не зацикливаться долго (в идеале вообще) на негативе, на промежуточном этапе между Ошибкой и её исправлением. Человек их просто игнорирует или по-другому перескакивает сразу на поиск решение задачи и делает выводы.

Шаг 1: Снятие внутренних чувств к своей ошибке и поддержка себя. Гладим себя ручками. «Я хороший!». Перестать сердиться на себя и как следствие на остальных. Иногда мы мстим за свои промахи нашим близким, срываемся на них, да ещё и обвиняем, что они нас не понимают!  Задача вернуть себе хорошее расположение духа. Нужно научиться разделять себя, свою личность от чувств.  Я- то (Вася Иванов) хороший, это просто ошибочка и она к моей личности не имеет отношения!. Далее: «Я такой не один во Вселенной, всё живое через это проходит, а я чем хуже! От этого я становлюсь умней, сильней,  мудрей!», «Всё будет хорошо! У меня всё получится, всё идёт своим чередом» и прочее. Ругать себя отучается вообще! Мыслительный процесс перенаправляем в будущее, заставляя себя думать в выгодном направление — думаем только по делу. *Примечание: важно понять, что переживание вины за Ошибки – это вещь нормальная, значит, у человека есть ответственность и совесть! Но это должно быть как короткий звоночек, который сообщает о том, что надо бы исправиться и предупредить подобные Ошибки в будущем!

1.     

Шаг 2. Сразу переходить к слову «Делать!».  Включаем голову. Помним, что когда голова работает, то эмоции и чувства автоматически отходят, а нам именно это и нужно. А также не зацикливаемся на своей самооценке и подобных вещах. Думаем о деле, а не о себе, как я оплошал.

Шаг 3. Далее, нужен детальный теоретический анализ ситуации (см. выше пункты из-за чего бывают ошибки), что было не доработано в своих поступках, реакциях, эмоциях, работах – найти причину Ошибки.

Шаг 4. После того, как поняли, в чём загвоздка, составили план/инструкцию, как исправить ситуацию. Как действовать в подобной ситуации, учтя и исправив предыдущие Ошибки. Продумать несколько вариантов. Взять оптимальный  план для начала. Поставить сроки. И взять на себя новую ответственность по выполнению.

Шаг 5. Начать действовать по плану. Если решение задачи опять буксует, значит применить запасной план или продумать новый, с учётом новых нюансов.

Важно!

Выпишите эту таблицу и повесьте на видном месте. В последствие выучите.

«Стандарт реагирования на собственную ошибку»:

4 НЕ

Что не делать?

Не защищайся — на тебя не нападают!

Не отрицай. Нет — слову «нет»!

Не оправдывайся: запутаешься!

Не прикрывайся смехом или переживанием, не думай плохо о себе или других.

 

4 П

Что делать?

 При дефиците времени — не дергайся: продолжай заниматься делом.

При наличии времени —  проанализируй ситуацию, сделай вывод, что улучшить.

Подпитай себя ресурсами.

Поставь себя на работу — поправь ситуацию и себя. Займись делом.

 Критерий оценки, справились ли вы с негативными чувствами

 1.        Личная негативная эмоциональная реакция на собственные ошибки – отсутствует вообще или присутствуют очень короткое время (10-15секунд): раздражение, досада, агрессия, обида, апатия, понижение уверенности, страх и прочее. Если есть спокойное отношение, то этот пункт закрыт. Если что-то осталось в большей степени, то поработать над этим ещё нужно серьёзно;

2.        личная негативная эмоциональная реакция на критику людей в ваш адрес на ваши Ошибки отсутствует. В идеале, реакция должна быть с чувством благодарности на замечания людей. Если есть агрессия к критикующему, ненависть, обида, раздражение и прочее, значит, нужно ещё поработать над этим, до полной положительной реакции;

3.       возмущение чужими Ошибками, как внешне, так и внутренне (мысленно) отсутствует. Присутствует эмоциональное спокойствие на Ошибку другого человека. При этом даём ему конструктивную инструкцию по формуле + — + (комплимент – добавления, уточнения, замечания – комплимент). Если собственная реакция на Ошибки других ещё происходит в форме ругательства/ворчания и прочее: «Он такой сякой, ничего делать не хочет…», то это тоже указатель на то, что тут нужно ещё поработать.

Итого:

смайл4Если реакция по этим трём критериям хорошая: негатив отсутствует. Есть позитивное отношение к Ошибке, к себе и чувства благодарности к людям. И в то же время присутствует позитивная эмоциональная стабильность, вы находитесь в «мире  дружественен». То вы отделили свои «Ошибочки»  от негативных эмоций и справились с чувствами. Оставили для себя только то – позитивное, что вам надо! И тогда вы сильный, ответственный и взрослый человек, и развитая личность!

 Упражнение «Ошибочка»

 Окончательная цель:

1.Спокойное и позитивное эмоциональное состояние на собственные ошибки из 10 случаев 9 раз.

2. От ошибки сразу перехожу к делу: «Ошибочка…Делать!», пропуская этап поддержки себя, ввиду ненужности. Если надо поддерживаю себя, говорю: «Я хорошая!». 9 раз из 10.

2. Позитивное (без обид, возмущений в их адрес), благодарное отношение к людям за критику в мой адрес. 9 раз из 10 случаев.

3. Спокойное отношение к ошибкам других людей. 9 раз из 10.

  • При ошибке другого человека чувствую: эмоциональное спокойствие, понимание, радость от своего понимания и спокойствия. Отсутствие претензий к человеку.
  • При ошибке других говорю себе: «Каждый имеет права на ошибку, это естественный процесс развития всего живого».
  • При ошибке других говорю тому кто ошибся: «Всё хорошо! Всё идёт как надо! Просто убираем эмоции, и переходит к делу — исправляем ошибку. Я тебе помогу. 🙂

Как буду работать:

1.      Попросить близких (2 человек) и коллег (3 человек) указывать на мои ошибки каждый день, хотя бы по одной, если реально их видят.

2.      Проследить динамику эмоционального состояния (руганье себя за ошибки) – посчитать и записать, сколько раз была негативная реакция на собственные ошибки, сколько спокойно/положительная. Слежу 1 месяц, каждый день отмечаю галочками, сколько ошибок в день. В конце месяца подвожу статистику. Сколько в начале месяца, сколько в конце.

Удовлетворительный результат  будет 0 руганий себя и 0 людей в 1 месяц. *Больше упор на душевное состояние. Чтобы окончательно уточнить свою эмоциональную реакцию на свои ошибки.

Опыт людей, работающих над упражнением:

«Писала новую статью. Подготовила материалы, скомпоновала, стала накидывать основные вещи. Занятие захлестнуло, время быстро пробежало, пять часов как не бывало. Внезапно зависает комп, ничего сделать не могу: ни сохранить текст, ни скопировать… единственное, что приходиться делать – это перегрузить. Вспоминаю, что сохраняла текст последний раз давно и разумею, что большая часть написанного будет утеряна. Меня охватывает отчаяние, безысходность и загнанность. Сразу ругаю себя, что не сохранила. После горького причитания по собственной персоне минут двадцать, пытаюсь сообразить, как могу выйти из положения с минимальными потерями.  Переписала тот текст, что остался доступный на странице. Перебрала все варианты спасения бесценных творений, поняла, что выхода другого нет, как нажать на перезагруз. С тоской нажимаю на кнопку… и ВСЁ! Грусть в душе, но понимала здравым рассудком, что никто не виноват кроме меня самой, что толку плакать по снятой голове. Далее пришёл сын с работы, на моём лице написано – Жертва. Он спросил: «что случилось?», я ему рассказала всё в подробностях, что столько времени потрачено и всё «коту под хвост», такие классные мысли в тексте были и теперь утеряны навсегда и прочее. Он меня отругал, по-доброму! Что нужно быть внимательней, сама повинна! И добавил самую главную фразу, после которой меня как отрезало печалиться и горевать по подобным вещам. «Что ты за профессионал, если не можешь воспроизвести то, что уже написала!». Я очень серьёзно задумалась, меня это по-хорошему задело. И подумала, а ведь он прав! После его слов, я отдохнула день, провела анализ ситуации, что нужно сохраняться чаще и не оставлять много открытых окон в один момент времени. И со следующего дня начала писать заново. Что самое занимательное, статья получилась гораздо интересней и правильней по смыслу, чем был первый вариант. Я поняла главное из этой ситуации, если бы остался первый вариант, он был бы гораздо хуже! Ошибка пошла на пользу! Я выиграла в качестве, хотя время и усилия были потрачены вдвойне. Но ведь именно количество опыта переходит в качество! Это просто нужно помнить. После этого случая любую свою ошибку считаю, как подсказку, что двигаюсь не в том направление. Она указывает на неправильность моих действий,  что нужно  поправить в работах или поступках, или в реакциях. Мне предоставляется шанс – улучшить что-то. Теперь только так воспринимаю их для себя. После этого совсем не играю Жертву по своим ошибкам. И совсем себя не ругаю, понимаю, что могу извлечь из неё огромную выгоду, главное присмотреться – какую!».

Автор статьи: психолог П.Сухова

Вебинар. Мир чувств и эмоций. Тема: Ошибка. самооценка и ошибка, что общего? Тест на самооценку. Ошибочка или обратная связь? Упражнение: «Ошибочка  Я — хороший! Ошибочка — Ты хороший!». Техника: Разговор с «Ошибкой». Ведёт психолог, гипнолог — Полина Сухова.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Методики по развитию личности, Мои статьи с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − 11 =