Практическая работа со страхами и чувством вины

 

Чувство виныЭта статья рассказывает о природе страхов и чувстве вины. И главное о том, как легко избавиться от этих чувств

Практическая работа со страхами и чувством вины

  1. Что делать, если Чувство вины съедает, а Страх не даёт ступить и шагу вперёд?
  2. Чувство вины внутри уже всё съело?
  3. Страх невозможно преодолеть?

Тогда это статья для вас – она даст вам реальный шанс всё исправить!

Используется

Эта методика для вас не подойдёт, если вы считаете, эти чувства для вас полезны. А также, если есть опасение, что эта информация разрушит вашу картинку мира, то статья тоже не для вас. Она для той личности, которая головой всё понимает, что эти чувства испытывать не полезно, делает   в реальности все для того, чтобы исправить ситуацию, но они не уходят, человек сильно и долго страдает. По сути, происходит конфликт 2 внутренних частей: 1 часть сделала  что-то, вторая судит – за это.

Что такое ЧВ?

ЧВ – это подсознательная реакция страха (часто выраженная через телесные ощущения) на оценку окружающих. Оценка окружающих в одних случаях ведёт к санкциям наказания со стороны других людей в других, потере репутации, что понижает собственную оценку, значимость и место в соц. группе.

ЧВ — это всегда страх, но в разных случаях разный. Страх — это не всегда ЧВ! Именно поэтому важно для начала рассмотреть, что такое чувства и где они живут. Откуда берётся страх и ЧВ и как они влияют на человека. Далее очень плавно мы подойдём к самой методике, через которую вы легко избавитесь от этих не ресурсных чувств.

Где живёт страх и прочие чувства?

Условно наш головной мозг можно разделить на три основных уровня: рептильный мозг, лимбическая система, новая кора.

Первый уровень. Рептильный мозг отвечает за рефлексы. Дали вам молоточком по коленной чашечке в кабинете у невропатолога, и у вас коленка подпрыгнула. Или человек дотронулся до горячего и рука сама отдёрнулась. Эта система работает на автомате. Это те же инстинкты, только примитивней.

Второй уровень. Это лимбическая система, которая отвечает за наши triune-brainинстинкты более сложного уровня, чем рефлексы. Это врождённые акты поведения, которые проявляются в виде шаблонов поведения через чувства и эмоции — импульсивное поведение, физическая реакция на всё без аналитических рассуждений. Для чего наш мозг так запрограммирован? Это огромнейшая система, без которой животному и человеку просто не выжить.

Например, заяц увидел лису — стало внутренне плохо, чувства подсказывают, что нужно спасаться. Откуда у него это знание, что нужно бежать? Он когда-то уже видел, что лиса съела его собратьев, плюс генетическая память его прародители имели подобный негативный опыт, всё это зафиксировалось в мозге на уровне чувств.

Эта способность мозга — запоминать опыт через чувства и через чувства автоматически его воспроизводить — нужна любому живому существу, человеку в том числе, для того, чтобы организм быстро реагировал на ситуацию. Лимбическая система отвечает за быстрые реакции: увидел -> захотел -> сделал.

Третий уровень. Новая кора головного мозга (неокортекс) – это образование осознанного стереотипа поведения после произведённого анализа ситуации. Например, человеку дали задание, решить поставленную задачу, он её анализирует и выбирает оптимальные пути решения и действует. Это самое молодое образование в мозге и самая прожорливая система, которая потребляет огромное количество энергии организма.

Повторюсь, что это разделение условно, здесь нет чётких локалинизаций, где именно живут эмоции и чувства.  Рассудочное поведение тоже задействует эмоциональные мотивационные центры. Принципиальная разница между инстинктивным и рассудочным поведением — не в локализации, а в глубине и объёме обработки информации.

Инстинкты/чувства  вовлекают в обработку информации один-два простых признака. Рассудок (настоящий) взвешивает многие «за и против», анализирует вероятности, риски, строит модели и так далее. И в результате имеет возможность строить поведение, нацеленное на более отдалённые цели. А также имеет возможность контролировать эмоции /чувства и инстинкты.

 Взаимодействие отделов головного мозга

Мозг человека выглядит как капуста или как жемчужина: на примитивный слой рефлексов наслаивается следующие инстинкты, более поздние, а поверх этого возникает новая структура мозга (неокортекс) — разумная часть. Предыдущие инстинкты  никуда не деваются! Или можно привести другую метафору. «Эволюция часто происходит путем наваливания новых систем на крышу старых. Эту особенность прекрасно описал нейрофизиолог Джон Оллман в своей аналогии с электростанцией. Как-то он её посетил, где одновременно сосуществовали по меньшей мере три поколения технологий, прилаженных друг к другу. Новейшая компьютерная технология работала не сама по себе, а на службе у электронных ламп (наверное, образца 1940 года), которые в свою очередь управляли еще более старыми пневматическими механизмами, приводимыми в действие сжатым газом. Если бы инженеры станции могли позволить себе роскошь приостановить работу всей системы, без сомнения, они начали бы с нуля и избавились от устаревших систем разом. Но постоянная потребность в энергии препятствует такой решительной реконструкции.


Подобным образом живые существа постоянно должны выживать и воспроизводиться, что часто мешает эволюции строить по-настоящему оптимальные системы; эволюция не может «приостановить» жизнедеятельность своих созданий, как не могут этого сделать люди-инженеры, и в результате получаются такие нелепые конструкции, когда новую технологию наваливают на старую. Средний мозг человека, например, существует буквально поверх более древнего заднего мозга, а передний мозг надстроен на вершине их обоих…» [Гари Маркус. «Несовершенный человек. Случайность эволюции мозга и ее последствия»].

 Взаимодействие в мозге чувств и разума

Итак, отделы мозга одно другое не заменяет, а контролирует. Именно разум (новая кора) начинает справляться с инстинктами/чувствами/эмоциями, сдерживает человека вести себя как животное. Это как соседние отделы в одном офисе выстроены друг над другом. А так как чувства имеют более глубокие эволюционные корни по времени закрепления поведения, этот отдел попросту во много раз больше, то чувства подчас имеют большее влияние на поведение человека. Т.е. отделы могут работать, противореча друг другу. Итак, от теории перейдём к конкретики — как ЧВ зарождается в человеке и как активируется.

Какая связь между страхом и ЧВ? 

Взглянем на связь страха и ЧВ немного масштабней и системней. Изначально в любом живом существе зарождался страх, который подталкивал к персональному выживанию. Животное пугалось: грома, огня, воды, хищников, стихийных бедствий, смерти и т.д., все это относится к биологическим страхам. Персональное выживание — это как первый слой инстинктов. С зарождением социальных групп, как животных, так и человеческих, к первому страху добавился социальный. Это тоже древний инстинкт.

Например, с первобытных времён каменного века, человек мог выжить только сообща в группе соплеменников. Если человек делал, что-то против законов племени или иное действие, которое было направленно на подрыв безопасности группы, то такой индивид наказывался, в лучшем случае применяли физические  наказания, в худшем изгнание (в самом худшем – смерть) из племени, что было равносильно смерти. При любом случае всегда присутствовало порицание от сородичей, т.е. давалась отрицательная оценка: «Ты плохой! Потому что, плохо поступил».

Эгоистические действия, приносящие вред ближним, всегда вызывали и по сей день вызывают порицание; альтруистические действия, приносящие пользу ближним, вызывают одобрение. С течением времени, когда причинно-следственная связь между альтруизмом и одобрением индивидом твердо установлена и закреплена наследственной передачей, отношение к пользе и вреду забывается и эгоизм порицается сам по себе, точно так же, как альтруизм одобряется. Это различие — что хорошо, а что плохо — и различную оценку поведения личности стараются внедрить детям с самого рождения, через чувства, эмоциональное пугание. У людей, благодаря повторению и наказанию, устанавливается неразрывная ассоциация между порицанием их — и добром, и одобрением их. Благодаря прочности установившейся ассоциации людям кажется, что связь установлена не ими, а существовала вечно и иной быть не может.

Сегодня общество уже не такое дикое как в древние времена, но принцип наказания общества и идентичен. Человек совершил плохой поступок, от людей идёт наказание как по законам этого общества (уголовная, административная ответственность), так и неодобрение от близких, семьи, родителей, с негативной оценкой – «Ты плохой! Ты сделал плохо!».

А как наш мозг фиксирует такие моменты?

Мозг человека имеет одну особенность, помимо прочих – обобщать всю похожую инф-ю по одному чувству. Например: мама ругает своего маленького ребёнка грубыми словами: «Так настоящий мужчины не делают!»,  «Ты плохой. Ты дрянь!», при этом сильно кричит, делая строгое выражение лица. У ребёнка в таком стрессовом состоянии возникает негативная эмоция, связанная с определёнными предметами обстановки, временем суток, звуком,  запахом, и тому подобное. Вся эта связь навеки остаётся в подсознание. И если одни и те же ситуации повторяются многократно, например, мама ругает ребёнка одними и теме же словами, с одной интонацией и с одними и теме же движениями и жестами, то у ребёнка  усиливаются нейронные связи между данной эмоцией и внешними картинками ситуации. Также возникает сильнейшая нейронная связь на одноразовую жизненную ситуацию, если при этом  был сильнейший  стресс и эмоция была очень мощная.

Второй важный момент. Дальше больше, с образованием нейронных связей между этой эмоцией и внешней обстановкой. Когда мама тем же голосом говорит по телефону с другим человеком, у ребёнка всплывает та же первоначальная негативная эмоция из первого случая. Малыш опять испытал стресс, по сути, страх. В этот момент  закрепляется уже вся данная обстановка этого случая. Он мог смотреть ТВ в этот момент и там звучать какая-то фраза, музыка… и всё это связывается с этим же чувством. В следующий раз, услышав музыку из второй ситуации, всплывают те же чувства, и мозг закрепляет уже следующую обстановку. И так далее.

Так фиксируются все детали до мельчайших подробностей на всей продолжительности жизни. Но важно понимать, что у каждого человека фиксация негативных случаев происходит индивидуально, у кого-то сильно запоминается, у кого-то слабо!

Есть и хорошая сторона этой особенности нашего мозга. Образование нейронных связей между картинками и эмоциями, происходит как в негативную, так и в положительную сторону! Это всегда работает в обе стороны, вспомните, что у каждого есть определённые моменты, например, любимая музыка, услышав которую у нас всплывают позитивные чувства. Например, при виде ёлки и гирлянды, запаха мандаринов и шоколадных конфет, может всплыть хорошие чувства и позитивные картинки Нового года и т.д.

Если учесть, что имеется миллионный опыт наших предков, который нам передан с помощью генов, то это это особенность мозга будет выглядеть  как на этих картинках. 0.0.0.aaa.kapustaavs_jqtribute

Представьте себе цветную капусту или одуванчик, в основе стебля лежит одно и тоже чувство, а каждый парашутик одуванчика или соцветия капусты, это разнообразные картинки, запечатлённые через: слух, осязание, обоняние, зрение, тактильные ощущения… в разных ситуациях.

Активация ЧВ

Вернёмся к нашему ребёнку и наглядно увидим, как это происходит. Когда малыш вырастит, через 10-15-20-30 лет старый опыт,  откуда заякорилось/закрепилось определенное чувство, человек уже не помнит, а чувства никуда не уходят, они всегда остаются в системе мозга. И живут в параллельной реальности, и действует на человека, как будто это было недавно. И вот, уже сегодня его начальник, сделав замечание с тем же выражением лица, как у мамы в детстве, подчинённый автоматически вспоминает негативную эмоцию, вернее эмоция сама выплывает из подсознания. И самое интересное всплывают слова, которые произносила мама, НО не в исполнение своей мамы (потому что он этого может не помнить!), а уже в своей интерпретации, вроде как, моё собственное мнение о себе. И вот готово ЧВ, человек не знает, за что ris_1202746742испытывает мучительные ощущения собственной виноватости, даже если исправил ситуацию в реальности на все 100%. Головой понимает, что всё хорошо, а внутри всё плохо, и какой-то внутренний голос говорит: «Так настоящие мужчины не делают! Ты плохой. Ты дрянь!». А значит, «Я не значим, не ценим обществом, я изгой, ничто, я пузырь!», а это ведёт к тому, что: «Я буду одинок, и мне не выжить!», что подсознательно равносильно смерти.

Сегодня, конечно, человек не так  уже зависит от изгнания из общества, выжить он сможет. Но, у тех людей, у кого есть внутренний ценз – совесть, на плохую молву о нём, возникает внутренний страх, стыд, внутренний голос может диктовать плохую самооценку. Это сидит так глубоко в подсознание, в лимбической системе мозга закреплённой через гены человека за миллионы лет начиная с каменного века, что внутри начинается внутренний конфликт. Рациональная часть – ум говорит, что не так всё страшно! А подсознание через чувства диктует, ту инф-ю, которая записана на «жёсткий диск» тела человека – ты можешь стать изгоем, а раз ты изгой, то это синоним смерти. И это гнетущее состояние не даёт спокойно жить. И хочет человек или нет, эти чувства: страх и ЧВ в том числе, напоминает о себе через огромный прошлый опыт. Именно в этом и состоит связь внутренних чувств: страха и ЧВ.

По сути, быть востребованным, значимым, ценным для общества является одной из важнейших потребностей человека, и любой индивид очень зависим от оценки окружающих.

Итого:  ЧВ — это страх наказания или страх потери репутации, за неправильные действия, заложенный прошлым опытом, через социум. Корни ЧВ — всегда растут извне.

Всё, что человек считает собственной системой убеждений: что хорошо, а что плохо, это пришло из социума. И критерии будут зависеть от ближайшего окружения, если человек в христианкой религии – одни, если в буддийской – другие, если атеисты – третьи, если в диком племени, то соответственно принятые в племени, если ребёнок растёт в полной изоляции, то никаких критериев у него не будет, а значит, и ЧВ не будет.

 В чём вирус Страха и ЧВ?

Сколько мы друг другу делаем стрессовых ситуаций, пугаем детей в течение жизни, через которое закрепляются негативные чувства?  Если представить, то это даже страшит. Что мы внушаем нашим детям? читайте здесь.

 Совесть и ЧВ, что общего?

Вот мы медленно подступили к важнейшей теме – Совесть. В этом вопросе очень важно подробно разобраться, потому что некоторые люди считают, что это одно и то же.

Совесть – это то, что советует поступать хорошо/правильно, это внутренний голос, разума или подсознания не знаю, но точно, это голос нравственности.

ЧВ — это своего рода звонок человеку о том,  что он что-то сделал плохо. Звонок мы узнаём от внутренней боли из-за поступка через тело. ЧВ, это ощущения/чувства, которые автоматически возникают внутри, и выползают без спроса из архива подсознания, мы разобрали это выше.

Если представить, что у нравственного человека убрать внутреннее ЧВ, то совесть у такого человека не убудет.  Совесть в своё время войдёт в обычную силу, которая произведёт расчёт: принятие ответственности, признание ошибки, компенсация, тому, кому причинил вред, внешние искренние признаки мимики и жесты (для людей) полного сожаление о ситуации, если это нужно для решения проблемы. Этот момент (внешнее проявление ЧВ) важно учитывать, потому что если перед собой социум  видит не сожалеющего человека, то их гнев возрастает в разы… зачем трясти красной тряпкой перед разъяренным быком?

Можно с уверенностью сказать, что совесть и ЧВ, это разные вещи. И постоянные внутренние терзания, в общем-то, никому не нужны, кроме манипуляторов через ЧВ, об этом чуть ниже.

Примечание. Напомню, что эта статья больше для тех, у кого совесть неотъемлемая часть личности. Некоторых индивидам никаких чувств, а также совесть специально не привьёшь, если отродясь не было. Такие люди живут больше по инстинктам, чем по разуму, у них своего рода генетический дисбаланс в сторону древних структур мозга, у них не хватает определённых гормонов, отвечающих за совесть, и новая кора головного мозга плохо развита. Именно поэтому речь не о таких людях, а о тех, у кого нормальный уровень совести и всё в порядке с физиологией.

 Какие последствия от ЧВ?

Первое. Сущность этого страха заключается в том, что, принимая какое-то важное решение, например, признаться в содеянном, человеку нужно взять на себя ответственность за все последствия, но часто за это грозит осуждение или наказание со стороны социума, и человек этого сильно боится. Человек внутренне может бичеваться по этому поводу, но страх наказания берёт вверх и он начинает себя оправдывать. Это защитная функция психики, потому что очень больно и страшно! В этом случае индивид направляет это сильнейшее чувство вовне, на других, перекладывая ответственность. Человек сбил старушку, внутренний голос может говорить: «Но, ведь она сама виновата, куда ночью попёрлась, да и переходила в неположенной месте!». Ну, вроде и не особо виноват. И как будто легче, и зачем отвечать за свои действия? Из-за страха получить наказание человек просто уходит от ответственности, и он прячется — убегает! А что нужно обществу, внутренние бесполезные страдания или исправить ошибку? Думаю, что каждому человеку, нужно второе.  Например, вам задолжал денег человек и не может выполнить свои обязательства, вам нужны деньги в этой ситуации, или его страдания и скрывания от вас из-за ЧВ? Ответ думаю, для каждого очевиден.

Второе. Парадокс, но ЧВ имеет такую тенденцию выходить во вне, происходит взрыв накопившейся энергии. Как упоминалось выше, если человек не избавляется, вернее, продолжает накручивать в себе это чувство, то, он начинает защищаться, так психика оберегает личность от внутренней боли и в этом случае «лучшая защита, это нападение», так диктуют инстинкты человеку. И идёт наезд на другого человека, сопричастного с ситуацией и оправдание себя «что, мол… сам виноват, тот мог и по-другому поступить, у него была такая возможность» и вроде, уже и не так психологически тяжело нести собственную ношу.

В другом случае, происходит аутоагрессия (агрессия, направленная на себя), если имеется внутренний запрет на агрессию по отношению к другим. Совесть постоянно напоминает об ответственности и длительные самообвинения, способны отравить всю последующую жизнь. Начинает разрушаться организм человека. В первую очередь, из-за стрессового состояния тела, из-за постоянных негативно-эмоциональных напряжений организма происходит зажатие мышц, что приводит к нарушению обмена веществ. Кровь и лимфа плохо проходит по зажатым тканям организма и сосудам, как результат ухудшается иммунитет в целом. У человека появляется куча всяких болезней: заболевания желудочно-кишечного тракта, астма, аллергия, сердечные-легочные заболевания, головные боли, рак в том числе.

Третье. Этот пункт для тех, кто имеет тенденцию внушать ЧВ другим людям для собственных выгод. Внушенное ЧВ имеет одну важную закономерность, оно всегда возвращается, тому, кто манипулирует через это. Мы помним, что у обвиняемого включается защитный механизм от боли, чтобы не испытывать страданий, происходит перевод своего внимания  с себя на того, кто сопричастен с этим, вершиться наезд — агрессия. И это делается неосознанно человеком. Внушённое, тем более неоправданное ЧВ, даёт оправдание и развязывает человеку руки на обратную «месть» за причинённую боль. Пример: мама прививает Ч.В. взрослому ребёнку: «Ты плохой сын, не заботишься, не любишь, наверное, я плохая мать…». В будущем сын при любом удобном случае вернёт это чувство только в тот момент, когда она даже не подозревает. Сорвётся и нагрубит по телефону, лишний раз не приедет к матери, чтобы не слушать её нотаций и нытья, может даже совсем прекратить общение, если с её стороны сильный эмоциональный прессинг, и есть собственный иммунитет против этой манипуляции.

Это просто аксиома, её нужно знать и помнить, и не допускать внушения ЧВ другим людям, соответственно, и уметь противостоять этому извне.

Четвёртое. Когда человек испытывает любое чувство, в том числе, ЧВ  и страх, голова плохо работает, вернее совсем не работает, разум отключается! Есть аксиома, которую нужно запомнить: когда происходит активный процесс интеллектуальной обработки информации, эмоции и чувства отступают. И наоборот. Сильные эмоции и чувства вытесняют рациональную оценку происходящего, «выключают» мышление. А значит, это мешает вступить в полную силу разуму — выполнению анализа ситуации и правильного решения.

Так надо ли избавляться от ЧВ?

Выше приведённые обоснования достаточно существенны, чтобы сделать соответствующие выводы на этот вопрос. Думаю, что в большей степени полезно избавляться от этой внутренней «напасти», чем прививать это чувство людям от недостатка. Уж так долго человечеству внушали ЧВ за любое непослушание, через разные мировоззрения, религии и строи (феодальный, коммунистический, фашизм…), что это закрепление на генетическом уровне переходит всякие границы, особенно у очень совестливых людей.  Тем более, что по сей день слишком многие люди в обществе злоупотребляют, целенаправленно внушая ЧВ, чтобы манипулировать человеком и иметь прямые выгоды.

В идеале, если признаться честно каждому и наедине с самим собой, то ЧВ это ненужное и ограничивающее чувство, которое не только не способствует решению проблемы, но и противостоит этому. А также барахтанье в постоянном негативе, а мы уже знаем, к чему это приводит, пользы нормальным людям не приносит. Любое негативное чувство ещё никого к хорошему не приводило!

Итого: в идеале Чувство вины должно звенеть всего лишь долю секунды, а следом идти анализ ситуации — что исправить!

*В реальности,  негативное чувство само вылазит, и эту особенность нашего мозга просто надо знать.

Если вы уже согласны свыше приведёнными доводами, то стоит перейти к следующему пункту. А как же тогда воспитывать людей и детей, если по-другому собственно нас никто не учил?

 Что прививать людям и детям вместо ЧВ?

В идеале нужно прививать людям, особенно детям совесть и ответственность за свои поступки. Начнём с детей, что собственно подойдёт и для взрослых, но дети быстро всё впитывают, с ними легче работать в силу быстрого научения, и ещё, они не так заражены этим вирусом. Детей воспитывать без ЧВ можно только двумя способами, очень дорогой способ, другой  подешевле.

Первый — дорогой:

Родители плотно направляют ребёнка в поведение, указывая на его неправильные действия, без запретов: «Это нельзя!». Сразу показывают ему спокойно и терпеливо: «Что можно…, и как нужно делать…» по правильной инструкции. Но это не реалистичный способ, как только ребёнок попадает в окружающую среду, ему тут же будут наложены куча запретов на неправильное поведение, да ещё с негативной оценкой его как личности.

Второй способ – подешевле:

Прививать чувство ответственности и внутреннего контролёра — Совесть. И показывать, что хорошо, а что плохо без давления на чувства, и разделить оценку личности от оценки поступка. Пример, родитель говорит, что: «Я тебя люблю, ты хороший! Но действия твои в этом случае не верны, это плохо!». Дать оценку действиям: «Это делать нельзя, а то будет «А-йя-яй!», придёт наказание из Мира, общество этого не простит…», тут же  показать, как поступать правильно (лучше своим примером) – взять на себя ответственность, признать ошибку и сделать всё, чтобы её исправить. Таким образом, у ребёнка не закрепятся/не якорятся сильнейшие негативные эмоции на различные картинки, т.к. он не испытывает страха и стресса от своей ошибки. Но в этом случае, все родители и родственники, должны придерживаться одних убеждений, если папа говорит: «Сын ты боец!», а мать говорит: «Нельзя других бить, это плохо!», то у ребёнка диссонанс и две программы действуют в противовес друг другу. От этого у него всё перемешивается в голове, нет точных моделей поведения и будет в обоих случаях возникать ЧВ. В одном случае сделал — плохо (мама будет ругаться), в другом — плохо (папа будет недоволен), в любом случаем будешь плохой.

Второй значительный момент, в воспитании после прививания ответственности — важно давать людям и детям больше положительных оценок, давать поддержку и поощрение за любые, даже малые успехи. Тем самым будет включаться наша особенность мозга фиксировать связь ассоциаций и чувства, но в этом случае только положительного. Ведь мы помним, что это особенность работает, как одну, так и в другую сторону! Итого, чем больше мы людям поднимаем хорошее настроение, тем больше мы фиксируем в человеке положительных чувств, которые будут всплывать при знакомых внешних картинках. Таким образом, вирус добра (полезный вирус!) будет распространяться по Миру!

Итого: если взглянуть системно на ситуацию с ЧВ, то вывод следующий: воспитывать и заботиться о других без внушения ЧВ выгодно, потому что зло рано или поздно прилетит как бумеранг в ответ неадекватно реагирующему человеку, потому что не учитываются и не анализируются отдалённые последствия. При воспитании без ЧВ, происходит сразу исправление ошибки, что и нужно обществу. Люди здоровы психически, а как следствие физически. Наше общество станет здоровым и ответственным!

manipulirovanie Как уберечь себя от манипуляций других людей через ЧВ?

Как же заставить людей не манипулировать вами? Очень просто. Например, мама говорит взрослому сыну: «Ты меня в гроб загонишь! Ты плохой сын!», он ей в ответ с улыбкой и нежно обняв, говорит: «Мам, зачем ты так плохо говоришь? Этими словами ты меня ранишь. Зачем ты мне внушаешь чувство вины? Ты прям сегодня чтой-то расхулиганилась. Когда ты так говоришь, прям вообще приезжать не хочется. Давай я лучше тебя обниму, ты  у меня такая заботливая, такая хорошая, ты скажи мне прямо, что ты хочешь, чтобы я сделал? Пойдём лучше чайку попьем, и ты мне расскажешь всё спокойно!». Статья  «Как озвучивать свои ожидания, чувства, эмоции другому человеку?» вам в помощь.

Манипуляторов тоже можно понять, они привыкли требовать себе то, что хотят не правильным путём. Правильным действиям их никто не научил, психологию они не изучали,  а внимания хочется, вот они его и требуют таким образом. Дайте им чуть больше внимания, чуткости, эмпатии и вы не узнаете своих близких. Мой пример из жизни тому подтверждение, смотри статью «Волшебство синтонов», там описана схема, как нужно себя вести с такими манипуляторами.

Избавление от ЧВ через разум

Вот мы и подошли к самой методике. Эти чувства нужно, можно, и возможно, контролировать сознанием, и методика «Антивирус» даёт прекрасную возможность сделать это человеку.

Важно помнить! Если человек считает,  что ЧВ ему для чего-то нужно, то ум даёт санкцию на обоснования. И человек будет внутренне барахтаться в этом до бесконечности, в этом случае  эта методика не сработает. Она подойдёт, только тем людям, кто понимает вред этого чувства для себя и окружающих.

*Цель методики – обесточить цепь ассоциаций между чувством и стимулом (прошлой картинкой). Если это правильно сделать, ассоциация будет разорвана и ЧВ уходит. А вместо этого  будет сформированная новая модель поведения: реагировать не по старому негативному шаблону поведения, а по-новому — ресурсно. Чувствовать себя внутреннее спокойно и комфортно, при этом принимать ответственное решение без страха наказания. Начнём!

У любого чувства есть один главный цензор – это ум! Повторим главный тезис, откуда берётся ЧВ: ум формируется постепенно у человека, по мере взросления и приобретения опыта, ум наблюдает шаблоны и стереотипы поведения у окружающих людей. Социум закрепляет ЧВ у человека через чувства, давая ему оценку поступков: что хорошо, а что плохо…

Итак, наша задача развернуть ум с помощью целесообразности. Пример: сидит курица на гнезде, в котором лежат страусиные яйца, понятно, что подкинули ей. Инстинкт диктует греть их, и она заботливо пытается вывести птенцов. Задача для ума курицы, доказать ей, что яйца не её и перестать тратить на это уйму времени и энергии. То есть рассмотреть вопрос о целесообразности действий курицы со всех сторон.

Ответьте себе на вопросы в письменном виде.

 

Позиции восприятия

Внутреннее чувство

Внешнее изображение ЧВ

0

Как правильно поступать, испытывать ЧВ?

      — или +

      + или —

1

Спросить себя без свидетелей: «Я хочу испытывать ЧВ?»

      — или +

      — или +

2

Другой человек (он, она, они) хотят в тебе видеть ЧВ?

      — или +

      — или +

3

Ты сторонний наблюдатель, это взгляд со стороны. Вопрос наблюдателю: «Что посоветует – как поступить?

Если ты испытываешь ЧВ, кому конкретно будет легче от внутреннего чувства? Для кого это благо?»

      — или +

       — или +

4

Системный взгляд, со стороны здравомыслящего общества. Нужно ли обществу, чтобы человек испытывал ЧВ?

      — или +

      — или +

 

Методика

Избавление от ЧВ с помощью подсознания

Сначала полностью прочитайте методику несколько раз и изучите все тонкости. Далее отвечайте на вопросы письменно.

  1. Человек определяет стартовое ЧВ. Всегда берём конкретную ситуацию. Я испытываю ЧВ, за то, что не приезжаю часто к родителям (хотя, приезжает регулярно, это родители говорят, что мало).
  2. Вы задаёте себе вопрос: Что в этом страшного? Отвечаете себе и обязательно  записываете. Оценку ответов производить нельзя! Ум нужно выключить, просто записывайте разные слова и картинки, которые приходят на ум, даже самые бредовые. А также выводы и решения тоже нам тут крайне не нужны! Ваша главная задача — сосредоточится на ответах и их записи.
  3. Например, вы отвечаете: Тогда я подлец и последний негодяй! Задайте себе следующий вопрос. Представь, что ты действительно такой и есть — подлец и негодяй, что в этом страшного? (Обязательно ставим следующий вопрос в свершившемся времени).
  4. Ваш ответ: Тогда я никто и звать меня никак!
  5. Опять вопрос: Да ты никто и звать тебя никак, и что в этом страшного?
  6. Ответ: Тогда со мной никто не будет общаться, я буду одинок и мне будет очень плохо!
  7. Вопрос: Представь, с тобой никто не общается и ты одинок тебе очень плохо, и что в этом страшного? Ответ:
  8. И так далее… До тех пор пока не найдёте для себя самую страшную фразу, от которой будет физически сильный дискомфорт. Эта фраза может быть не последней в цепи ответов, она может быть выше, ниже… Главное в конце, пробежаться по всему списку и определить самое страшное.
  9. Фиксируем последний самый страшный ответ (его определяем по реакции тела), это будет называться ограничивающая установка. Ограничивающая установка состоит из: Условие ситуации + негативное ощущение. Пример: Со мной никто не общается  и я одинок (условие), от этого я чувствую сжатие в груди, страх… то-то, то-то…(негативное ощущение).
  1. Делаем освобождающую установку: в освоб-й установке негативное ощущение опускаем/не записываем, только прописывает условие. Записываем и проговариваем все 3 пункта по очереди:
  1. Условие негативное. Когда-то со мной никто не общается,  и я одинок.
  2. Условие позитивное. Когда-то со мной общаются люди, и я чувствую себя вместе с ними дружной семьёй/компанией (описывает ровно противоположную ситуацию – позитивную).
  3. В любом случае, я могу чувствовать себя: хорошо/прекрасно/замечательно…

(…я могу вставлять обязательно!).

Хороший результат методики будет, если: у человека разливается тепло в теле, его как бы отпускает, позитивные эмоции превалируют и тело расслабляется. Человек чувствует свободу и лёгкость. И если сделано всё правильно, вы это сразу очень явно почувствуете. Если не получается самостоятельно лучше обратиться к психологу он проработает всю нюансы грамотно.

Важно помнить! Человеку нужно проговорить и записывать всё, что у него возникает в голове, на вопрос «Что страшного в этом?» когда он идёт по методике, таким образом, он не утопает в собственных негативных чувствах, выныривает в сознание и остаётся на плаву, ум и подсознание хорошо скомпенсированы. Это даёт осознание процесса умом и обеспечивает разрыв связи между умом и чувством. Так и повторяйте вслух ответ на вопрос «что страшного?»:  «У меня то-то, то-то… я чувствую…, я записываю…» и записываете.

Важно! Всегда заканчиваем методику освобождающей установкой. Если не видите самую страшную фразу, то просто заканчиваем на той фразе до чего дошли. Можно сделать освобождающую установку после первого вопроса. А также можно делать на каждой ступени/вопросе методики.

*** Ассоциации могут быть полным бредом, это нормально, всё записываем и не даём оценки и выводы, что делать. Анализ по ситуации после методики можете произвести, будет очень полезно!

Хороший результат методики, когда вы внутренне чувствуете свободу и лёгкость на уровне тела и души. Внутри очень комфортно.  По истине, эти три волшебные фразы делают чудеса!

Важно!

Если у вас очень сильный страх вызванный прошлым опытом (насилие в прошлом). В этом случае я не рекомендую делать эту технику самому, можно утонуть в чувствах старого опыта и самому оттуда вылезть будет трудно, нужен компетентный человек со стороны, чтобы контролировал этот процесс, лучше психолог, владеющий этой методикой.

А также, если есть другие страхи, которые очень сильно влияют на человека, то самолечение может обернуться обострением внутренних чувств, справиться с которыми самому будет трудно. Помните, что всегда есть противопоказания. Выбирайте лёгкие страхи для начала!

Друзья, если у вас есть серьёзный «затык» в сфере ЧВ или страхи, то не пожалейте времени и немного средств на профессиональную помощь. Ведь когда у вас жутко болит зуб, не поддающийся лечению, вы не дергаете его сами или не идёте к соседу или другу, а идёте к специалисту. Стоит и с внутренними конфликтами разбираться с компетентными людьми. Обычно такие проблемы решаются за одну консультацию. Пишите. Всегда рада помочь.

О фобических страхах детей читайте здесь.  Они очень распространены  у детей. Часто детки бояться того, чего с ними не происходило. Почему? Есть интересная версия, которая вполне может объяснить этот феномен. Уж не знаю, правда это или нет, об этом много спорят,  главное, в этой теории даются рецепты как это излечить и это очень действенные методы.

Избавление от Страха по схожей методике читай здесь

 Автор статьи: психолог Полина Сухова (по материалам: «Антивирус ЧВ» психолога Дениса Щвецова и эволюционной психологии).

Запись вебинара онлайн-школы «Психология в каждый дом». Тема: Антивирус Страха и Чувство вины.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Кризис, стресс, депрессия, психологическая травма, Работа с эмоциями и чувствами, Что делать, если...?, Эффективные техники с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 2 =