Как выработать стрессоустойчивость и способность к преодолению кризисов?

Стрессоустойчивость – это наша способность справиться с кризисом 111510976_1395998404_lechenie_alkogolizma(самостоятельно или с помощью других), несмотря на временные неудачи, провалы или сомнения. Чтобы постичь секреты внутренней душевной силы, нам нужно сместить фокус нашего восприятия с вопроса «как люди терпят неудачу», на вопрос «как люди преодолевают кризис и продолжают развиваться».

Задача выживания изначально заложена в нашей природе, и все мы оснащены достаточно широким набором «средств первой помощи» для преодоления кризисных 6wnSXlMGWiAситуаций и стрессов. Однако, для того, чтобы не только физически уцелеть в кризисной ситуации, а еще и выйти из нее духовно окрепшими, нам необходимо пробудить дремлющие в нас ресурсы. Переосмыслить наши позиции в соответствии с новой создавшейся ситуацией, пересмотреть наши ожидания и обучиться необходимым новым навыкам.

Для того, чтобы увеличить наши адаптационные возможности, нам необходимо прибегнуть к помощи всех ресурсов, входящих в «ЧУДО И Вы» — к чувствам, к разуму, к физической деятельности, к семье и обществу, к творческой игре воображения, к вере и духовности. В этом сложном процессе, независимо от того, проводится ли он самостоятельно или при поддержке профессионалов, могут пригодиться некоторые хорошо зарекомендовавшие себя психологические инструменты. Наиболее эффективными при этом являются те средства, которые помогают добраться до запечатленных в нашем мозгу травмирующих переживаний. Их обнаружение помогает идентифицировать травму, найти наиболее оптимальные способы ее выражения и преодоления.

Секрет активного преодоления кризисного состояния изложен в следующей притче:

Однажды в маленький городок приехал мудрый старец, славившийся умением «читать мысли». Все жители городка с нетерпением и даже с трепетом ожидали услышать поучения и наставления из уст старца. Все, кроме одного. Одному тринадцатилетнему сорванцу захотелось опорочить доброе имя старца. У него в голове зародилась блестящая идея: побежать в поле, поймать бабочку, спрятать ее у себя в кулаке, подойти к старцу и спросить его: «Учитель, что у меня в руке?» Старец, несомненно, ответит, что это бабочка. Тогда последует другой вопрос: «Жива она или мертва?» Если старец ответит, что она жива, то мальчишка раздавит ее в ладони и покажет старику мертвую бабочку. Если же старец ответит, что бабочка мертва, то он раскроет ладонь и бабочка вылетит на волю. Так все и произошло. Когда толпа собралась слушать речи мудреца, мальчишка приблизился к нему и спросил: «Учитель, что у меня в руке?» Мудрец окинул его долгим взглядом и сказал: «Бабочка, сын мой, это бабочка». С блеском в галлах сорванец задал следующий вопрос: «Жива она или мертва?» Старец закрыл глаза, задумался на некоторое время, открыл глаза и мягко произнес: «Все в твоих руках, сын мой, все в твоих руках…».

Когда мы сталкиваемся с жизненными бедствиями, с травмирующими событиями или с катастрофами, неподвластными нам, мы относимся к ним, как к «воле судьбы». Но важно помнить, что наши реакции на кризисные ситуации, фактически всегда находятся в наших руках. В этом заключается смысл «преодоления» кризиса.

Преодолеть – это значит побороть себя и попытаться успешно справиться с последствиями горя, несчастья или другого кризиса. Каждый из нас от рождения наделен определенным набором данных нам природой механизмов преодоления кризисов, и каждый из нас вырабатывает дополнительные навыки в результате накопленного жизненного опыта. Все эти механизмы преодоления кризисов могут быть усовершенствованны посредством углубленного изучения, тренировки или соответствующей терапии.

«ЧУДО и ВЫ»

Работа по следующей схеме «ЧУДО и ВЫ» повышает стрессоустойчивость и увеличивает наши адаптационные возможности по преодолению кризисов.

Чувства. Сердце – это шкатулка наших чувств: любви и ненависти, мужества и трусости, радости и печали, ревности и сострадания, и так далее. Этот способ преодоления кризисов требует от нас, прежде всего, умения распознавать различные чувства и называть их своими собственными именами. Затем уже следует попытка выражения этих чувств наиболее подходящими для каждого человека способами: при помощи слов – будь то устной беседе, или письменно: в рассказе или в письме; или без использования речи – в танце, в рисунке, в лепке, в музыке или пантомиме. Упражнение «Как озвучивать свои чувства».

Ум. Способ преодоления кризисов, использующий наши ментальные способности, умение логически мыслить, оценивать ситуацию, постигать новые идеи и главное ЦЕЛИ (конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс).Планировать, анализировать проблемы и решать их. А также архив знаний, полученный в течение жизни, который помогает решить данные поставленные задачи.

Деятельность. Способ преодоления кризисов, обращающийся к деятельности нашего физического тела. Этот способ обращается к таким способностям нашего физического тела, как восприятие сигналов окружающего мира с помощью соответствующих рецепторов и органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса, тепла и холода. Ощущения боли и удовольствия, внутреннего напряжения или расслабления. Этот способ включает в себя физические занятия различного рода, как-то: выполнение физических упражнений, спорт, работу, требующую физических усилий, прогулки на природе.

Общество. Этот способ преодоления кризисов использует нашу способность к общению. Мы можем обращаться за поддержкой к семье, к друзьям, коллегам, к профессиональным психологам или сами оказывать помощь другим пострадавшим, уходить с головой в общественную работу, взваливать на себя ответственность по управлению каким-либо делом или бизнесом. Смотри «Обращение за помощью».

Игра воображения. Это важная часть нашего сознания. Этот способ преодоления кризисов обращается к нашим творческим способностям. Благодаря воображению мы можем мечтать, развивать интуицию и психологическую гибкость, постоянно трансформироваться, искать решения в мире игры и фантазии. Используя воображение, мы можем с легкостью изменять будущее или даже прошлое. А зачастую, переиграв прошлое, рассасывается очаг негативных чувств: обиды, чувство вины, страх, тревога, ненависть, гнев, раздражение…Смотри психологическое упражнение «Переигровка».

Вера. Духовный уровень. Этот способ преодоления кризиса базируется на умении верить – будь то вера в Бога, в людей, в чудо или в себя самого. Когда нам невмоготу, мы можем с надеждой и доверием протянуть руки к небесам и помолиться о помощи.

Сокращенно все эти стратегии можно запомнить с помощью аббревиатуры «ЧУДО и Вы». В реальных критических ситуациях, чтобы остаться в живых, люди часто используют комбинацию этих стратегий.

Кто выживает?

Хорошей иллюстрацией этой теории может послужить следующая история:

«Мальчик, спасшийся с тонущего корабля, был вынужден на протяжении долгих часов, в одиночку, бороться с волнами в открытом море, пока, наконец, его не прибило к берегу. Впоследствии он вспоминал: «Мне помогло все, что я читал о плавании и дыхании (У). Мое тело подчинялось (Д) моим приказаниям не бороться и не впадать в панику (Ч), а только плыть по течению (Д). Я молился Посейдону, богу моря, чтобы он оберегал меня (В). Когда я совсем выбивался из сил, то просто ложился на спину и позволял волнам нести меня (Д). На протяжении долгих часов, когда меня донимали голод и холод, я фантазировал и вспоминал нашу теплую гостиную (И); я мог почти физически ощущать запах еды (Д), приготовленной и поданной к столу моей любимой (Ч) мамой. Я представлял себя (И) сидящим в кругу семьи и друзей (О), рассказывающим (У) о моих приключениях. Все это помогло мне остаться в живых…».

Кстати, есть статистика, хоть и небольшая, что именно дети остаются в живых в открытом море на каких либо плавающих средствах после кораблекрушения. Или в завалах после землетрясений. Почему? Всё просто, они в своём в воображении пока ещё не способны простроить негативный сценарий окончания данного события. Они просто думают о другом. Их внутренний мир в большей степени  наполнен хорошими мыслями и картинками, а значит, все физические силы остаются в помощь малышу. Оптимистично настроенные люди также выживают в самых трудных ситуациях в своей жизни достаточно вспомнить психолога Виктора Франкла. В эти годы 1942—1945, он пребывал в нацистских концлагерях, нечеловеческие условия существования с мизерной вероятностью остаться в живых, но он выжил благодаря поставленной цели и позитивному мышлению.

Итого:

Травматический стресс может приводить к кризису, как в жизни отдельного человека, так и в жизни целой группы людей. Но, как это не парадоксально, он способен, вопреки ожиданиям, привести к развитию и росту, если он пробуждает ранее дремлющие внутренние силы.

Наиболее эффективным способом преодоления кризисной ситуации являются работа с самим внутренним переживанием, восстановление чувства контроля над своими мыслями и приобретение нового понимания смысла «Зачем мне был дан этот опыт?» и закрепление полученного опыта в результате проделанной работы.

1.      Стресс – это звоночек, что что-то не так, поэтому именно так и надо относиться к этому сигналу, просто услышали и отпустили.

2.      Дальше, в процессе кризиса, должен включаться позитивный ход мысли (Позитивный перевод, Вычерпывание плюсов, Внушение), по схеме Чудо и ВЫ.

3.      Выводы сделанные после кризиса. Эти вопросы помогут вам лучше разобраться с приобретённым опытом, а главное приобрести внутреннюю гармонию и спокойствие души.

 Благодаря этому кризису (травме) я узнал(а). Приблизительные ответы:

  • о своей жизнестойкости;
  • изменилась иерархия ценностей  (стал(а) больше ценить то, что раньше не считала ценным);
  • стал(а) больше заботиться о себе или близких…людях;
  • приобрел(а) и расширил(а) компетенцию в разных сферах: профессиональная деятельность, знания, быт, отношения, здоровье…;
  • узнала свою глубину;
  • научилась проживать те вещи, которые раньше не смогла бы прожить;
  • это привело к положительным последствиям в: отношениях с собой и окружающим миром…

Тест «Волшебная палочка»

Когда вы всё написали, сделайте проверочный тест. Представь, что у тебя есть t0-eVHbrxaUволшебная палочка, Вы можете ей взмахнуть и всё, что с вами  произошло исчезло, на веки! Не стало ни травмы, ни тех ужасных переживаний, НО, вместе с этим  и не будет того хорошего, что Вы с этим опытом получили. Итак, подумайте и взмахните… Взмахнули? Если Нет… Это значит, что большую часть опыта ВЫ признали и это был, как это не странно звучит — хороший опыт! Который дал вам личностный рост и движение вперёд, Вы стали мудрей  и компетентней.

А теперь повторите следующие слова:

  1. «Я принимаю и признаю этот опыт ровно по той цене, что получил».
  2. Для сомневающихся следующие фразы. «Я заплатил за этот опыт не достаточно, у меня сеть ещё пол жизни, чтобы за неё поторговаться с Богом и заплатить второй раз».
  3. Для тех кто ещё сомневается.  «Платить за этот опыт два раза явно не правильно, нужно три!!! Пусть ещё мои потомки пострадают за мой опыт». *Примечание: Убеждения (как негативные так и положительные) заложенные родителями передаются даже через генетику, не говоря уж о непосредственном контакте, своим потомкам.
  4. И когда будете готовы, вернитесь к первой фразе.

                                               Что ты выбираешь?

Один человек всю жизнь был счастливым. Он все время улыбался, смеялся, никто и никогда не видел его грустным. Бывало, кто-то из людей задавал ему по этому поводу различные вопросы:
— Почему вы никогда не грустите? Как вам удается всегда быть радостным? В чем секрет вашего счастья?

На что человек обычно отвечал:
— Когда-то я был таким же печальным, как ты. И вдруг меня осенило: это же МОЙ выбор, МОЯ жизнь! И ведь я делаю этот выбор – каждый день, каждый час, каждую минуту. И с тех пор каждый раз, просыпаясь, я спрашиваю себя:
— Ну, что я выберу сегодня: печаль или радость? И всегда получается так, что я выбираю радость.

От чего зависит здоровье?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Запись опубликована в рубрике Кризис, стресс, депрессия, психологическая травма, Оптимизм и позитивное мышление, Работа с эмоциями и чувствами, Убеждения и внушения, Эффективные модели поведения с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + 19 =